Вот пятиклассник прямо пишет: «Хочу, чтобы у меня было много денег».
Пытаясь придать этому желанию «человеческое лицо», спрашиваю:
– Ты, наверное, неточно выразился. Наверное, ты хочешь делать какое-нибудь важное дело, или совершить какое-то открытие, или создать какое-то произведение искусства и за это получить много денег?
– Нет, – стоит на своём пятиклассник. – Просто хочу много денег. – И, чтобы оградить себя от моих дальнейших «зачем» и «почему», поясняет: – Потому что за деньги всё можно купить.
(Пришлось потом проводить в этом классе урок внеклассного чтения по «Белому пуделю», где старик Лодыжкин произносит знаменитую фразу «Не всё продаётся, что покупается».)
А вот ещё одно откровение: «Хочу работать в Газпроме» (заметьте, не кем, а где).
Спрашиваю: «Почему именно в Газпроме?» – ответ опять-таки «потому что там мне будут много платить».
Мой отец в своё время – в 60-е годы прошлого века – тоже мечтал работать в газпроме. Но в газпроме с маленькой буквы, то есть в газовой промышленности, и на вопрос «почему?» – как мне рассказывала мама – отвечал: «Потому что стране нужен газ».
Заметьте разницу: мне – и стране.
Вообще все детские работы на тему «Кем я хочу быть?» сводимы к двум группам:
хочу быть тем-то, чтобы мне было хорошо,
и
хочу быть тем-то, чтобы делать что-то хорошее.
Как говорится, «дистанция огромного размера».
Кстати, это касается и вопроса о счастье.
При всём кажущемся разнообразии представлений о нём (помните, у Гайдара: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему...») они, по мнению психологов, сводимы к тем же двум группам:
счастье как удовольствие (мне хорошо)
и
счастье как удовлетворение (я делаю что-то хорошее).
(У того же Гайдара – ниже: «...но все вместе люди знали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту землю, которая зовётся Советской страной».)
То есть понятия «работа» и «счастье» увязаны. Почему? Да потому что и становление (кем-либо) и добывание (чего-либо) происходит через делание. Даже если (вспомним эпизод из фильма «Доживём до понедельника», где девятиклассница в сочинении «Что такое счастье?» пишет, что мечтает родить двух мальчиков и двух девочек) это материнство, то ведь материнство тоже «дело», то есть «работа» (и, может быть, самая трудная).
А значит, сочинение на тему «Кем я хочу быть?» показывает, в чём человек видит, простите за пафос, смысл жизни.
Потому что, если «человек создан для счастья, как птица для полёта», то есть смысл человеческого существования – счастье, а путь к нему идёт через работу, то, согласитесь, «работа», «смысл» тоже крепко увязаны.
И здесь опять-таки вырисовываются только две позиции (очевидно, третьего в этом вопросе не дано): смысл жизни (я, разумеется, огрубляю и упрощаю) в том, чтобы: жить хорошо
или
быть хорошим.
Скажете, зачем противопоставлять?
Да, в идеале хорошему человеку и жить должно быть хорошо.
Но это в идеале. А если делать выбор?
И тут простенький вопрос «Кем я хочу быть?» трансформируется почти в гамлетовское: быть или жить?
У В. Распутина есть удивительно точное размышление по этому поводу:
«Работа это то, что остаётся после тебя... тем более если работа твоя вливается в полезную реку. Есть две реки – с полезным и бесполезным течениями, и какое из них мощней, туда и сдвигается общая жизнь».
Что, по-моему, имел в виду писатель?
Река с бесполезным течением – это жизнь для себя, а река с полезным течением – жизнь для других (как сказал другой писатель, «счастье состоит... в постоянном жизненном труде, имеющем целью счастье других»), когда человек выбирает не «жить хорошо», а «быть».
У меня есть ощущение, что наша сегодняшняя жизнь сдвигается куда-то не туда, в сторону полезного только для себя, а значит, по слову классика, «бесполезного» течения.