Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июня 2024 г.
Общество

Чтобы не возродилась коричневая чума

Русофобию сегодня распространяют те же силы, которые распространяют и юдофобию

04 июня 2024
Фотографии предоставлены пресс-службой Российского еврейского конгресса.

3 июня – по иудейскому календарю это 26 ияра, – евреи всего мира отмечают День Спасения и Освобождения. Он внесён в официальные календари праздничных и памятных дат Израиля и России, и ставший своего рода религиозным продолжением Дня Победы над нацизмом. В этом году в акциях Дня Спасения и Освобождения в России участвовали представители разных национальностей и конфессий, а у самого памятного дня обозначилась ещё одна важная задача – противостоять усилившимся в мире проявлениям юдофобии и русофобии. Об этом событии мы говорили с инициатором Дня Спасения и Освобождения, президентом Международного фонда горских евреев СТМЭГИ Германом Захарьяевым.

– Почему именно иудаизм стал первой религией, в которой День Победы над нацизмом получил статус официального праздника? Ведь эту идею поддержали не только в Израиле и России?

– Нацизм принёс невыразимые страдания всем народам Европы, Вторая мировая война унесла 60 миллионов жизней. Для моих единоверцев нацизм стал ужасной катастрофой, – весь еврейский народ был обречён, согласно планам гитлеровских стратегов, на тотальное уничтожение. Поэтому внесенная мной инициатива нашла широкую поддержку и в Израиле, и в России, и во всём еврейском мире. В частности, убежденным сторонником празднования 26 Ияра стал бывший главный ашкеназский раввин Израиля Исраэль Меир Лау. В детстве он был заключенным концлагеря Бухенвальд, а выжить ему помог русский военнопленный. Раввин Лау горячо поддержал нас, и с ним согласилась большая часть религиозного истеблишмента не только Израиля, но и диаспоры во всём мире.

– Эта дата, 26-е число месяца ияра, выбранная для Дня Спасения и Освобождения, несёт и особый религиозный смыл?

Когда мы только выступили с идеей отмечать День Спасения и Освобождения, находились скептики, говорившие: уже есть международный и израильский День памяти жертв Холокоста, есть День Победы 9 мая, – зачем же нужен ещё один памятный день? И тогда, и сейчас, я отвечаю этим сомневающимся: по своим целям и по целям, 26 Ияра не совпадает в полной мере ни с 9 мая, ни с отмечаемым 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста, ни с 27-м Нисана, когда в Израиле отмечают День памяти жертв Катастрофы. 26 Ияра задумывался, во-первых, как день великой благодарности еврейского народа Красной армии и армиям Антигитлеровской коалиции, победившим нацизм; но это и день памяти воинов-евреев, сражавшихся с нацизмом в составе этих армий, а также в партизанских отрядах, в движении Сопротивления, поднимавших восстания в гетто. Конечно, это и наша благодарность Богу за спасение от угрозы полного уничтожения. Так что своя цель и свой сакральный смысл у даты 26 Ияра, безусловно, есть.

– День Спасения и Освобождения отмечается уже более десяти лет, и наверняка он успел обрести свои обряды, традиции и специальные молитвы?

– Ещё на заре становления был разработан ритуал, составлены молитвы. Все это можно найти в специальной брошюре, которую мы рассылаем по еврейским общинам, а также на специальном сайте Дня Спасения и Освобождения. Кульминационный обряд религиозной церемонии – зажжение трёх свечей. Первая свеча – это благодарность Богу за спасение, вторая — свеча скорби в память о жертвах Холокоста. Третья свеча зажигается во славу воинов-освободителей. Этот ритуал во многих общинах уже стал привычным, и с каждым годом его перенимают новые общины, присоединившиеся к празднованию.

– Это событие уже стало международным, но, насколько я знаю, вы бы хотели, чтобы оно стало и межнациональным, и межконфессиональным?

– Напрямую такая задача никогда не ставилась, всё-таки изначально всё задумалось в русле иудейской традиции. Но мы, разумеется, приветствуем интерес и поддержку со стороны всех традиционных конфессий. На церемонию возложения венка от еврейской общины к Могиле Неизвестного солдата всегда приглашаются представители православия, ислама и буддизма. Такие инициативы проявляют и еврейские общины в различных регионах. Сейчас на федеральном уровне появилась добрая традиция праздников межнациональной дружбы, где представители различных этносов нашей страны могут поближе познакомиться с культурой друг друга. Это укрепляет патриотизм и интернационализм, что особенно важно сегодня, когда определенные силы пытаются ввергнуть Россию в пучину межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Памятный дкеь 26 Ияра вносит достойный вклад в дело укрепления дружбы и взаимопонимания между народами России.

– В этом году День Спасения и Освобождения отмечается так же широко, как и раньше?

– Да, и это касается не только Израиля и России, но и многих других стран. Конечно, самое массовое и представительное празднование, как и в прошлые годы, — в Москве и Иерусалиме. Согласно иудейской традиции, где используется лунный календарь, любая дата берёт своё начало на закате предыдущего дня по григорианскому календарю. В этом году торжества начались на закате 2 июня с молитвенных церемоний в двух главных синагогах Москвы — Хоральной и МЕОЦе. Утром 3 июня прошла церемония возложения венка от еврейской общины к Могиле Неизвестного солдата, а вечером того же дня женщины еврейской общины провели свою церемонию отделения хал. Хала — это традиционный субботний хлеб, перед выпеканием которого нужно отделить кусочек теста. Это важнейшая женская заповедь. В этом году празднование охватит более 60 общин России и Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Германии, США и других стран. География праздника постоянно расширяется, и каждый год к нам присоединяются новые общины, в том числе расположенные в таких далеких краях, как Тунис, Китай и Аргентина.

– Вы как-то сказали, что рост юдофобии и русофобии в мире ещё больше сблизил народы России и Израиля, стоящие на одной стороне истории. Какую роль здесь играет День Спасения и Освобождения?

– К сожалению, русофобия стала основой политики многих стран Запада, но мы наблюдаем и резкий всплеск антисемитских настроений и в США, и в Европе. Русофобию сегодня распространяют те же силы, которые распространяют и юдофобию. И речь идёт не только о фальсификации истории Второй мировой войны, – речь идёт об оправдании нацизма. Это оскорбляет и память жертв нацизма, и память о воинах Красной армии и Антигитлеровской коалиции, уничтоживших нацизм в его логове. Любые попытки оправдания нацизма – это шаг к новой Катастрофе, которая коснётся всего человечества.

Поэтому одна из задач Дня Спасения и Освобождения – борьба с любыми попытками «отбеливания» нацизма. Историческая память должна быть сохранена, ведь время берёт своё, и остаётся всё меньше свидетелей Холокоста и ветеранов Великой Отечественной войны. Для новых поколений это не должно стать «забытой историей», иначе История нам этого не простит.

Тэги: Интервью Открытый доступ
Обсудить в группе Telegram

Григорий Саркисов

Родился в 1958 году в Баку в семье рабоче... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цель – победный мир

    22.05.2025
  • Без границ

    22.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • Новый человек – это свободный человек

    190 голосов
  • Русским быть невыгодно?

    154 голосов
  • Грех библейского Хама

    148 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Леонид Радзиховский: «Нельзя же всё время хвастаться бомбами»

    96 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS