Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Литература Искусство Интервью Мнение

Чтобы выжить, писателю надо быть многостаночником

считает историк культуры и литературовед Лола Звонарёва

23 октября 2019

Больше десяти лет она ведёт «Литературную гостиную» в Бул­гаковском доме, которая стала столичным литературным салоном ХХI века.


– По какому принципу вы выби­раете гостей? Что для вас главное в этих встречах?

– Я хочу поддержать людей разных поколений, которых считаю по-настоя­щему талантливыми: провела творче­ские вечера критиков и литературове­дов старшего и среднего поколения – Андрея Туркова, Льва Аннинского, Ивана Есаулова, Сергея Казначеева. Замечательные писатели Владислав Бахревский и Евгений Попов высту­пали вместе с учениками. Золотое перо русскоязычного Парижа Кира Сапгир представляла свои новые кни­ги. Рассказывал о своей уникальной коллекции французский славист Ренэ Герра, собранию и деятельности кото­рого посвящена моя книга «Серебря­ный век Ренэ Герра». Были гости и из США – главный редактор газеты «Рус­ская Америка» (я там, кстати, член ред­коллегии), хороший детский писатель Аркадий Мар и писательница с Аляски Жанна Лельчук, автор книги «Не ходи­те, девки, замуж в Америку!», по учеб­нику русского языка которой тысячи американцев изучают русский язык. Выступали гости из Таллина – главный редактор чудесного журнала «Вышго­род» Людмила Глушковская и блиста­тельный эстонский прозаик Рээт Куду, защищающая русское население пост­советской Эстонии. Прозвучал мани­фест нового символизма московских поэтов Алексея Шорохова, Александра Кувакина, Григория Певцова. Прошёл творческий вечер одного из лучших русскоязычных поэтов современной Англии Бориса Фабриканта, о стихах которого вдохновенно говорил его ста­ринный друг режиссёр Роман Виктюк. Почти 30 лет я занимаюсь творчеством юных авторов, преподавала в образо­вательном центре «Сириус», руково­дила семинарами молодых писателей на форумах Ассоциации писателей Урала. С 1990 года выпускаю вместе с увлечёнными литературой школь­никами и студентами детско-моло­дёжные издания. Мы представляли в Булгаковском доме альманах «Сере­бряные сверчки» (его возглавляет пишущая интересные стихи и прозу шестнадцатилетняя Аня Бирюкова из Курска), юных авторов журнала, вхо­дящих в литературу: двадцатилетнего эссеиста Таню Крапивенко, студентов Литинститута Марию Щавелеву, Катю Лошакову, юного драматурга из Один­цова Колю Сотрихина, девятнадцати­летнего автора пяти книг стихов Алек­сея Астрова. Монолог главного героя во время гостиной дополняют профессио­нальные оценки его творчества писа­телей старшего и среднего поколения, для которых литература – главное дело жизни.

– В 2015 году вместе с Иго­рем Дуэлем вы выпустили книгу «О друзьях-товарищах: писатель­ская карта России и мира в лите­ратурной гостиной Булгаковско­го дома». Планируется ли вторая часть?

– Эта книга – реализация идеи ста­рейшего отечественного публициста Игоря Дуэля, которому стало жаль, что интересные выступления, прозвучав­шие в небольшом зале Булгаковского дома, растают в воздухе. Я благодар­на Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, которое выделило грант на издание этой кни­ги. Мне хотелось бы выпустить ещё один сборник статей, посвятив его про­заикам Александру Дорофееву, Мари­не Москвиной, Юрию Нечипоренко, Борису Минаеву, Наталье Батраковой и Сергею Трахимёнку из Минска.

– Как выглядит «писательская карта» в 2019 году? Что изменилось в литературном ландшафте? Какие можете отметить тенденции?

– Сегодня, чтобы выжить, литера­тору необходимо быть многостаночни­ком – писать стихи и прозу, рецензии на важные для него издания, выпускать журналы и газеты, участвовать в дея­тельности творческих союзов. Именно такую жизнь ведут выступавшие в моей гостиной Борис Евсеев, вице-прези­дент московского ПЕН-центра, и Алек­сандр Кердан, создавший уникальное писательское объединение – Ассоциа­цию писателей Урала, которая сплоти­ла 29 писательских организаций: в них входят литераторы с разными идеоло­гическими взглядами и творческими манерами. Наметился особый интерес к художественному осмыслению исто­рии своей семьи на широком историче­ском фоне – я высоко оцениваю книги Евсеева «Романчик», Кердана «Роман с фамилией», Павла Кренёва – «Берег мой ласковый», тетралогию «Земля и люди» Владимира Бутромеева.

– С 2009 года вы возглавляете альманах «Литературные знаком­ства»: всего за это время вышло более 43 номеров. Расскажите немного об этом издании. Актуа­лен ли вообще сегодня формат аль­манаха?

– Безусловно, хотя периодичность альманаха уступает журналам, именно альманахи «Муза», «Рукопись» (Ростов- на-Дону), многие региональные изда­ния более доступны для пишущих людей, точнее отражают ситуацию в регионе. Я горжусь региональны­ми тетрадями, которые вышли в моём альманахе за эти годы, – Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Кали­нинградской, Ижевской. Благодарна я и ведущим постоянных рубрик – пере­водчику Елене Печерской, представ­ляющей новые переводы прибалтий­ских авторов, Михаилу Грозовскому, комментирующему тексты любимых поэтов, Павлу Кренёву – открывающе­му читателям душу поморского челове­ка в рубрике «Свет Русского Севера».

– Как сегодня обстоят дела с книжной иллюстрацией? Можно ли сказать, что сейчас это искус­ство переживает взлёт? Или раз­витие технологий, напротив, ска­залось на нём негативно?

– У нас всегда была сильная иллю­страция. Родившийся в Орехово-Зуеве Геннадий Спирин, выпускник Суриков­ского института, живущий уже тридцать лет в Америке, пять раз получал золо­тую медаль «Лучший художник США». И сегодня в российской книге работают замечательные художники – Александр Траугот, вместе с братом Валерием оригинально проиллюстрировавший целую библиотеку и получивший пре­зидентскую премию. Петербургское издательство «Вита Нова» выпускает мировую классику с иллюстрациями больших художников. Можно вспо­мнить Сергея Алимова с его иллюстра­циями к «Мёртвым душам» Гоголя (мы с Л. Кудрявцевой написали концепту­альное послесловие к этим работам, философским и по-экспрессионистски острым), Михаила Шемякина – к пес­ням В. Высоцкого, братьев А. и В. Трау­гот – к «Мастеру и Маргарите» Булга­кова. Великолепный дизайнер Андрей Бондаренко – чтобы создать обложку, он читает весь роман. И всё же книга – великая вещь – находится сегодня на задворках общественного внимания. Мы забываем, что в детстве ребёнок воспитывается искусством, и если ему встречаются плохие иллюстрации, которыми наводнён рынок, портит­ся вкус на всю жизнь. А если малыш растёт на книгах с иллюстрациями Бориса Диодорова, прививка от увле­чения массовой культурой и мультяш­ными картинками обеспечена. Недавно Диодоров, лауреат президентской пре­мии, выпустил книгу «Что такое иллю­страция?». Советую её почитать всем, кто интересуется искусством книги, как и наши с Лидией Кудрявцевой три монографии о русских иллюстраторах Андерсена.

– Вы известны как литературо­вед и историк эмиграции с широ­ким кругом интересов. А что боль­ше всего занимает вас сейчас? Работаете ли над какими-нибудь новыми проектами, книгами?

– Мы с Лидией Кудрявцевой к 120-летию замечательного худож­ника пишем книгу «Потерянный рай Александра Алексеева», посвящённую жизни и творчеству оригинального книжного графика, выдающегося ани­матора, русского парижанина Алек­сандра Алексеева, удачно названного его родственницей Еленой Федото­вой «знаменитый француз – безвест­ный русский». В вышедших про него в Европе и России сборниках статей повторяются одни и те же ошибки. Мы уточнили его биографию по оте­чественным и зарубежным архивам и скоро опубликуем её в искусство­ведческом журнале. Я давно занима­юсь писателями и художниками-эми­грантами, избрана европейскими учё­ными в руководство Международной комиссии по эмигрантологии: напи­сала книгу «Состоявшийся вне тусов­ки» про Юрия Дружникова, выпустила три альманаха «Мир Михаила Шемя­кина». Хотела бы подготовить моногра­фию об этом выдающемся художнике и скульпторе для популярной в Кали­нинграде (городе его детства и героев его картин – вспомним «Кёнигсберг­ский натюрморт») книжной серии «Личность в истории культуры»: в раз­ные годы я написала о его творчестве около десяти статей. Отдав долг памя­ти, мы с подругой студенческих лет Риммы Казаковой Таисией Вечериной выпустили книгу об этой замечатель­ной поэтессе (выходившую в Болга­рии и Москве, в популярной молодо­гвардейской серии «ЖЗЛ»), хотелось бы переиздать её. С детства увлекаюсь лирической прозой Юрия Казакова, в следующем году хотела бы написать книгу о прозе одного из интересней­ших писателей современной России – Павла Кренёва, умеющего на казаков­ском уровне рассказать о природе, о животных, о родном Поморье.


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Лола Уткировна Звонарёва – историк культуры, литературовед, работала в журналах «Детская литература» и «Литературная учёба», защитила кандидатскую диссертацию в Ин­ституте литературы имени Я. Купалы в Минске, спустя десять лет – докторскую по истории культуры ХVII века в Петербургском университете, публикуется с 1979 года, в разные пе­риоды вела рубрики в «Книжном обозрении» и «ЛГ». Автор 15 книг по истории культуры и современной литературе, секретарь Союза писателей Москвы.

Тэги: От первого лица Анастасия Ермакова Лола Звонарва
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Ермакова

Анастасия Геннадьевна Ермакова родилась в Москв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • За правду нужно бороться

    31.08.2022
  • Диалог поколений на равных

    27.07.2022
  • Большая жизнь Владимира Карпова

    27.07.2022
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Самое важное, как и прежде, осмысляется в поле словесности

    105 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS