Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист
Верховный суд России вернул в собственность государства ОАО «Ивановский завод тяжёлого станкостроения», который имеет стратегическое значение для обороны и безопасности. И это не первый случай. Государство – что отчётливо видно – берёт в руки то самое, от чего открещивалось многие годы, – производство. Точнее, крупную промышленность. Сложную, наукоёмкую, связанную с обороной. Потому что надо. Жизнь заставила.
Хочется добавить: «о чём я пишу уж лет пятнадцать», но не добавлю – не для того, чтоб не впасть в грех гордыни, а из-за совершенной очевидности неизбежной национализации ключевых отраслей. Нужно было десятилетиями крепко зажмуриваться, чтоб этого не видеть. Станкостроение, а тем более такое, которое покрывает потребности других отраслей, имеют очень немного стран, остальные просто покупают станки.
И понятно, что большевики, начав индустриализацию, прежде всего заботились о производстве средств производства. Есть такое производство – есть и независимость страны. Наличие инженерной корпорации, кадров квалифицированных рабочих – гарантия непрерывного развития.
Чтобы лишить большую страну независимости, в первую очередь надо разрушать именно производство средств производства. Так и произошло в ходе нашей капиталистической революции. Коллега моих родителей старый инженер-станкостроитель Виктор Федотов написал воспоминания «Украденные победы моего поколения». Вот эпизод из них. Август 1991 года, демократия победила. Почти тут же на московский завод автоматических линий приходят неизвестные с кувалдами и крушат сложнейшее оборудование. Одновременно из ворот выезжает грузовик, наполненный технической документацией. И это ещё ДО всякой приватизации. Другие заводы сначала приватизировались, а потом закрывались, оборудование шло в металлолом. Чубайс много раз повторял, что «реформаторы» поспешной приватизацией добивались, чтобы красная империя не могла возродиться, и надо признать: им многое удалось. «Эффективные» оказались менеджеры.
Теперь ключевые отрасли постепенно возвращаются в руки государства. Пощипанные, разбазаренные, часто проданные невесть кому. Но всё же после всех инноваций и приватизаций ещё осталось, что возвращать под руку государства для общего блага.
Происходящее – не бездумная красногвардейская атака на капитал, а осмысленные действия руководителей страны. Никакой частник не будет делать ничего такого, что окупится и будет приносить прибыль «не в этой жизни». Частник редко может думать на десятилетия вперёд. Длинную волю может иметь только государство. Наверняка на этом месте кто-то запальчиво воскликнет: «А почему же частник не может?» Да, когда-то были такие предприятия, которые передавались детям и внукам, и они успешно продолжали дело отцов. На Западе такое было и в России тоже, как и в других странах. Люди иначе мыслили и чувствовали, а потому были способны к загоризонтному планированию. Сегодня деловая психология весьма изменилась. Слишком много тех, кто впитал гедонистическую жизненную философию, приучен жить «здесь и сейчас». Деловой идеал – раскрутить бизнес (лучше на чужие деньги), а затем скинуть с рук, как горячую картофелину. Именно поэтому в жизненно необходимой и начатой реиндустриализации на частника и свободу рыночных сил надежды не много. Государство должно стать во главе экономического развития. И не только экономического. Но, конечно, важно не перегибать палку и не стричь всех под одну гребёнку.
Что ж, возвращаемся к тому, от чего с барабанным боем отказались во славу Вашингтонского консенсуса? Обидно, но факт. Но всякая ошибка и её исправление делает человека и народ умнее и сильнее. В «перестройку» страну развели, как Лиса Алиса глупого Буратино. Хочется надеяться, что теперь никто не поверит в добрых капиталистов, которые будут платить работяге вместо двухсот рублей две тысячи долларов и как-то сами собой всё наладят. От таких иллюзий мы, похоже, избавились. Только бы не купиться вновь.