По этой схеме, похоже, создавался сериал «Чудотворец». За идею взяли старую сенсацию – чудеса волшебников конца 89-х – начала 90-х. Добавили наукообразные фразы: «Ещё до перестройки в СССР существовала специальная лаборатория при Институте информационных технологий, где изучали экстрасенсорные способности людей, пытаясь объяснить их с научной точки зрения». Лаборатория эта настолько секретная, что информации о ней ни в одном официальном источнике нет и поныне, зато на персональных сайтах и в интервью почти всех экстрасенсов есть ссылки на Кремль. В главных ролях – Фёдор Бондарчук и Филипп Янковский. И тот и другой известны прежде всего отцами, которые играли такие роли и ТАК, что им верила вся страна. В одном из интервью Олег Янковский признался, что правду играть всегда легко, а к ролям он подходит особенно трепетно, памятуя фразу Фаины Раневской о том, что деньги можно проесть, а стыд останется…
Феномен успеха магов и целителей как тогда, так и теперь строится сугубо на психологии. Об этом даже в сериале не скрывают. Но люди, действительно обладающие даром целительства или пророчества, никогда афишировать его не будут, а уж тем более брать за него деньги. Они живут в труднодоступных местах, отдалённых монастырях, а случается, и прячутся от посторонних глаз, потому что знают истины, непонятные большинству. Эстрадный успех не для них. Их мир правильный и чистый. Возьмём, к примеру, Матрону Московскую или Амвросия Оптинского. Вы их представляете в подобных ролях?
Социолог Олег Паченков пишет: «Удовлетворение потребностей клиентов является для «магов» условием выживания и умножения символического и экономического капитала (об этом говорит, в частности, присутствие в их взаимоотношениях с клиентами денежных отношений: платные консультации, продажа магических, целебных предметов и книг, иногда платный вход на сеансы и др.)». Спрос на мистику устойчиво высок.
Главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили как-то обмолвился, что ежегодно около тридцати миллиардов долларов россияне тратят на магов. Социологический опрос «Левада-центра» обнародовал: с 2000 года доля россиян, которые хотя бы раз обращались к услугам гадалок, ворожей, магов и народных целителей для снятия сглаза, порчи и других целей, остаётся неизменной – 20%. Из них доля тех, кто считает, что хотя бы иногда такие специалисты действительно помогли им решить проблемы, выросла с 41 до 47%. К гадалкам и колдунам обращались около двух третей российских женщин. На вопрос: почему обращаются – ответ найдётся в любой бульварной газете, где объявления о потомственной колдунье, которая решит все личные и финансовые вопросы – в порядке вещей. Действительно, в стране с неустойчивой экономикой и высокой инфляцией хочется чуда. А тут вот оно, рядом. Только заплати.
По утверждению доктора медицинских наук Анатолия Берестова, чары магов и экстрасенсов по своему воздействию на человека похожи на воздействие наркотиков. И то и другое быстротечно, но приводит к психическим, неврологическим и соматическим нарушениям, что вскоре станет не только причиной обострения болезней, но даже и смерти.
Однажды Джуне задали вопрос, почему больные, которым она помогает, чуть ли не все умирают через год-два. Она расхохоталась и сказала: «Но эти год-два они живут здоровыми людьми».
Обратная сторона явления, похоже, мало кого интересует. Если снимать правду про «чудотворцев», то пришлось бы начать с могильных холмов, под которыми покоится прах жертв массового гипноза, с заключений врачей, которые лечат пострадавших от магов… Но этим рейтинг не поднимешь.