Всё-таки странно мы все устроены: добрые слова приучены говорить лишь на похоронах или на юбилеях. Известно ещё, что и играть в кино ли, в театре легче злодеев, отрицательных персонажей, нежели положительных, хороших. Добро, как и деньги, творят и считают в темноте. Про него реже говорят и пишут…
Этот набор достаточно банальных истин понадобился мне для того, чтобы, хоть и воспользовавшись поводом, даже двумя, двойным юбилеем Волгоградского НЭТ, нового экспериментального, хотя – какой же он теперь новый? – ему уже 25 лет, и его бессменного руководителя, режиссёра Отара Джангишерашвили, которому только что исполнилось, подумать страшно, 70 лет! – чтобы сказать добрые слова моим старым друзьям.
Из истории режиссёра
Я впервые увидела Отара, Отара Ивановича, красавца-грузина, в Малом театре в 75-м, куда он пришёл на стажировку к Борису Ивановичу Равенских. Он был молод и точно знал, что хочет работать в русском театре и стать не просто хорошим, а очень хорошим режиссёром. За плечами были грузинская режиссёрская школа и первый опыт работы в Ульяновском драматическом театре. Молчалив, закрыт, всегда в театре и, ничего не пропуская, жадно впитывает всё, что связано с профессией. Его замечания точны и толковы. Их немного. Как и немного среди нас тех, кто с самого начала, как Отар, точно знают, чего они хотят и что хорошо, что плохо…
Таким я увидела почти сорок лет назад новое лицо в российской театральной жизни – Отара Джангишерашвили. Он и родом оказался из Гори, как его знаменитый земляк, и фамилия его, да и нечто властное, сильное в характере вызывали в памяти другую, похожую фамилию – Джугашвили. Твёрд. Независим. Умеет вести за собой людей, заразить их своей верой и волей. Это я про юбиляра, Отара Джангишерашвили.
Отар не сразу нашёл своё место в жизни. Он возглавлял драматические театры в Петрозаводске и Горьком, теперь Нижнем Новгороде, но не задержался там, его театр был впереди, – режиссёру и городу, режиссёру и театру всегда непросто найти друг друга. Интересно, но где бы я ни видела его спектакли, лучше – хуже, но плохих среди них никогда не было, он редкий в своей уникальной профессии Мастер. Хотя как высококлассный специалист и замечательный руководитель он обрёл себя именно в Волгограде, Сталинграде, где ему ровно четверть века назад посчастливилось создать свой новый, действительно экспериментальный творческий коллектив.
В кабинете Джангишерашвили в театре удобные кожаные кресла, портреты близких, среди них Георгия Товстоногова, Олега Ефремова, его учителей, друзей. Здесь уютно и удобно, как дома. Это и есть – его дом, его крепость. Сюда часто приходит озорной красивый мальчик Отарик, его обожает весь театр, поздний, любимый сын Отара, гордость и радость. Его будущее.
Из истории театра
Она на самом деле вместила в себя всё, чем жила страна во вторую половину предыдущего века и уже в начале XXI. Театру пришлось возрождаться из руин в дотла разрушенном войной городе, а потом жить по законам своей страны. Но и в зависимости от режиссёров, его возглавлявших. Было блестящее время Николая Александровича Покровского, хорошо организованные годы работы, хоть и не отмеченные выдающимися спектаклями Петра Слюсарева, к 90-м годам театр погибал от непрерывно сменяющихся режиссёров и директоров, от конфликтов и склок, от плохих спектаклей – увы! Таково свойство всех театров, даже при наличии талантливых артистов, но без достойных руководителей! Беспрецедентный случай для советского XX века: театр был закрыт министерским решением. И открыт заново теперь с новым назначенным художественным руководителем. Тоже с беспрецедентными для него правами: создать новую труппу, уволив всю прежнюю, строить театр по своему усмотрению, ввести контрактную договорную систему для артистов. Права дали. И всю ответственность взял на себя единолично художник-лидер, оптимальная для театра форма руководства! Хотя на роль эту должен был найтись редкий тип, совмещающий качества художника и руководителя.
Ежевечерние аншлаги в Волгограде – и так на все 25 лет, абсолютный контакт и взаимопонимание со своим городом – это теперь особенность Волгоградского театра.
Из истории города и худрука
Спектакль «Ромео и Джульетта», которым театр открылся, в его репертуаре до сегодняшнего дня. Юные возлюбленные взрослели, старели и не раз менялись, а спектакль жив. Много ли по российской периферии таких примеров?! Так же как по конкурсу, отбирается массовка красавиц у бассейна, открывающая спектакль, как было задумано постановщиком Отаром Джангишерашвили.
Но ведь в его театре и билетёрши, работающие в особенных театральных костюмах, проходят по конкурсу из местных красавиц-студенток. А спектакли, их было сделано 60, все поставленные только самим руководителем, живут десятилетиями: «Маскарад», «Любовь – книга золотая», «Гамлет в Нью-Йорке», «Хомо эректус», «Цареубийцы», историческая трилогия А.К. Толстого… Артистов театра он тщательно коллекционирует. Учит их для себя сам же в Институте искусств и культуры. Актёры да и все работники в отличие от большинства коллег получают «у Отара» немаленькие зарплаты. Вера их своему руководителю абсолютна. Слаженный разнообразный талантливый коллектив, что совсем уж диво для творческих коллективов – дружный: результат большой совместной работы. Зрители города обожают свой театр, гордятся им. Они привыкли, что если попадут на премьеру, то их всех будут угощать шампанским, что их обязательно будет ждать нечто неожиданное и интересное. В этом театре много собственных особенных правил. И – свой монарх, диктатор Отар Джангишерашвили. Новые спектакли «Отель двух миров», «Бал воров…» – события для города.
К 70-летию Отар Иванович устроил себе подарок. Привёз (впервые после разрушения СССР) на гастроли в родную Грузию русский театр. Спектакли прошли с оглушительным успехом. Это был поступок гражданина, народного артиста России, большого театрального и общественного деятеля.
На фронтоне театра многие годы висит общая фотография труппы и в центре в смешной разноцветной клетчатой кепочке – их лидер, вождь Отар. Все они – обязательная любимая часть города-героя, их общая радость и гордость, как и торжественный памятник на Мамаевом кургане Матери-Родине, как насквозь простреленный, навечно сохраняемый знак войны дом Павлова, как прямые стрельчатые широкие волгоградские проспекты.
Редкое единение города – театра – режиссёра.
Редкие многолетние результаты успешной работы. Любим вас. Гордимся вами. Сердечно поздравляем с вашими юбилеями. Всем вам здоровья, творческих успехов, счастья.