Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 апреля 2016 г.
  4. № 16 (6550) (20.04.2016)
Телеведение

Данилов – не Дубровский, конечно, но…

21 апреля 2016

Может ли преподаватель русского языка и литературы в университете, читающий стихи Пушкина столь завораживающе, что влюбил в себя, немолодого и совсем не красавца, юную прелестную студентку, стать вором, убийцей, главарём банды? Нам, у кого в сердце «свой Пушкин», казалось бы – нет. Пушкин и злодейство несовместны. Ну в худшем случае – это бездарное подражание Дубровскому. Но тот был «благородный разбойник»: он мстил самодуру Троекурову грабежами и поджогами усадеб богатых крепостников, однако не проливая крови. Хотя в последних строчках повести Пушкин показывает прозаическую практичность героя, распустившего своих крестьян-разбойников, «разбогатевших под его началом». Сам же скрывается – тоже, конечно, разбогатевший – за границей. И отбыл бы вместе с Машей, если бы успел отбить её у Верейского до венчания.


Преподаватель (кстати, мог ли преподаватель филологического факультета университета называть себя «по-школьному» учителем русского языка и литературы?), любитель Пушкина Игорь Данилов (Сергей Гармаш) втянут судьбой и временем в гигантское геополитическое событие – мировую войну, которая погубила 50 миллионов человек и ещё большему числу людей искалечила судьбы. Жизнь требовала особой стойкости и в послевоенное время, когда пришлось из последних сил восстанавливать разрушенные города, сёла, заводы, колхозы, вузы, школы. Данилов выдержал вместе с миллионами соотечественников первые бои, плен, штрафбат. После тяжёлого ранения и лечения в госпитале вернулся в Ленинград, полный надежд. В поезде познакомился с человеком, вместе с которым они, фронтовики, остановили преступление. Капитан Ребров (Евгений Миллер, новое лицо на российском киноэкране, запоминающееся сразу как олицетворение доброй силы) станет антиподом Данилова по мировоззрению, соперником по любви, следователем по уголовному делу. К новым, уже личным испытаниям Данилов не готов. Не может простить жену Люсю (Анна Табанина), получившую на него похоронку и вышедшую замуж за пакостного человечка, которому война – мать родна.

«Я получила похоронное извещение на тебя», – объясняет Люся мужу. «А я – жив!» – вызывающе отвечает Данилов. Он приходит в свою квартиру, но там живут другие люди. Он является в университет, но бывший приятель, завкафедрой, уверяет, что вакансий нет.

В его положении лучше уехать в другой город, где преподавателей не хватает и в вузах, и в школах. Но Данилов, как представляется по игре актёра, упрям до маниакальности, себялюбив до крайности, не раз в фильме заявляет: «Я из этого города никуда не уеду!» Эта установка приводит его к голодному бродяжничеству, к спасению среди уголовников, к участию в грабежах и убийствах, к ожесточению души, к расчеловечиванию, когда он входит в роль фартового бандита: дорогой костюм, «бабочка», усики героя-любовника, куча денег, молодая любовница, скрываемая от уголовного мира, изобретение новых способов добывания больших денег с ещё большими невинными жертвами. Он замышляет подмять под себя все банды Ленинграда, став криминальным хозяином Ленинграда… И всё это под издевательской для чудесной профессии кликухой Учитель. В прекрасном великом городе, люди которого стойко переживали всего два года назад страшную фашистскую блокаду, хоронили умерших от голода, холода, бомбёжек, но ремонтировали на заводах танки, пушки, самолёты, выпускали боеприпасы, восстанавливали повреждённые архитектурные шедевры, ходили на концерты и выставки, выращивали повсюду в городе, даже у Исаакиевского собора, капусту и морковку… Где они? И где видимые в 1946-м, по словам ленинградцев, страшные следы войны, разрушения, которые убирали с лица города выжившие блокадники, вернувшиеся фронтовики и множество приехавших им на помощь людей со всей страны?

Этого героического Ленинграда в сериале нет. Зато экран загрязняют отвратительные типы: бандиты всех мастей, соседи-стукачи, бежавшие из тюрьмы убийцы-рецидивисты, расхитители государственной собственности, базарные спекулянты, «маруха», скупщик краденого, немецкий диверсант Хорст… Особенно портит настроение отвергнутый Люсей секретарь райкома ВКП(б), отравляющий последовательно ей жизнь, по приказу которого её, уже вышедшую замуж за капитана Реброва, упекают по подложному обвинению в тюрьму. И сидеть бы ей там долго, если бы… не два человека. Представьте, в первый раз, кажется, вижу в кинематографе новой России положительных персонажей на постах начальника городской милиции и даже начальника «кровавой гэбни». Один убивает секретаря райкома – приспешника бандитов и мучителя жены капитана Реброва. Другой останавливает донос на Реброва от соседа, а после убийства секретаря выпускает на свободу Люсю. Неожидан, но объясним переворот в душе капитана милиции Петра Карасёва. Он уволился из органов после самоубийства любимой девушки, потерявшей ногу на войне (роль пронзительно сыграна Ольгой Павловец), и случайной смерти девушки-циркачки, участницы квартирной кражи (очень трогательная Алёна Кучкова), которая, умирая, шепчет: «Ненавижу…» Пётр, надломившись, уходит в церковь. Но замечает сбежавшего в очередной раз из-под ареста Данилова и бросается за ним. Драматическая, яркая эта роль показала большие возможности артиста Дмитрия Сутырина.

В сериале (режиссёр Игорь Копылов), конечно, две заглавные роли: честолюбца Данилова, который только после смертельной раны, будто от безумия, очнулся и взмолился: «Господи, господи, прости…» – и храброго бесхитростного опера Реброва. Яркий, талантливый, необычный артист Евгений Миллер, и хотелось бы верить, с большим будущим.


Обсудить в группе Telegram

Людмила Гаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS