Может ли преподаватель русского языка и литературы в университете, читающий стихи Пушкина столь завораживающе, что влюбил в себя, немолодого и совсем не красавца, юную прелестную студентку, стать вором, убийцей, главарём банды? Нам, у кого в сердце «свой Пушкин», казалось бы – нет. Пушкин и злодейство несовместны. Ну в худшем случае – это бездарное подражание Дубровскому. Но тот был «благородный разбойник»: он мстил самодуру Троекурову грабежами и поджогами усадеб богатых крепостников, однако не проливая крови. Хотя в последних строчках повести Пушкин показывает прозаическую практичность героя, распустившего своих крестьян-разбойников, «разбогатевших под его началом». Сам же скрывается – тоже, конечно, разбогатевший – за границей. И отбыл бы вместе с Машей, если бы успел отбить её у Верейского до венчания.
«Я получила похоронное извещение на тебя», – объясняет Люся мужу. «А я – жив!» – вызывающе отвечает Данилов. Он приходит в свою квартиру, но там живут другие люди. Он является в университет, но бывший приятель, завкафедрой, уверяет, что вакансий нет.
В его положении лучше уехать в другой город, где преподавателей не хватает и в вузах, и в школах. Но Данилов, как представляется по игре актёра, упрям до маниакальности, себялюбив до крайности, не раз в фильме заявляет: «Я из этого города никуда не уеду!» Эта установка приводит его к голодному бродяжничеству, к спасению среди уголовников, к участию в грабежах и убийствах, к ожесточению души, к расчеловечиванию, когда он входит в роль фартового бандита: дорогой костюм, «бабочка», усики героя-любовника, куча денег, молодая любовница, скрываемая от уголовного мира, изобретение новых способов добывания больших денег с ещё большими невинными жертвами. Он замышляет подмять под себя все банды Ленинграда, став криминальным хозяином Ленинграда… И всё это под издевательской для чудесной профессии кликухой Учитель. В прекрасном великом городе, люди которого стойко переживали всего два года назад страшную фашистскую блокаду, хоронили умерших от голода, холода, бомбёжек, но ремонтировали на заводах танки, пушки, самолёты, выпускали боеприпасы, восстанавливали повреждённые архитектурные шедевры, ходили на концерты и выставки, выращивали повсюду в городе, даже у Исаакиевского собора, капусту и морковку… Где они? И где видимые в 1946-м, по словам ленинградцев, страшные следы войны, разрушения, которые убирали с лица города выжившие блокадники, вернувшиеся фронтовики и множество приехавших им на помощь людей со всей страны?
Этого героического Ленинграда в сериале нет. Зато экран загрязняют отвратительные типы: бандиты всех мастей, соседи-стукачи, бежавшие из тюрьмы убийцы-рецидивисты, расхитители государственной собственности, базарные спекулянты, «маруха», скупщик краденого, немецкий диверсант Хорст… Особенно портит настроение отвергнутый Люсей секретарь райкома ВКП(б), отравляющий последовательно ей жизнь, по приказу которого её, уже вышедшую замуж за капитана Реброва, упекают по подложному обвинению в тюрьму. И сидеть бы ей там долго, если бы… не два человека. Представьте, в первый раз, кажется, вижу в кинематографе новой России положительных персонажей на постах начальника городской милиции и даже начальника «кровавой гэбни». Один убивает секретаря райкома – приспешника бандитов и мучителя жены капитана Реброва. Другой останавливает донос на Реброва от соседа, а после убийства секретаря выпускает на свободу Люсю. Неожидан, но объясним переворот в душе капитана милиции Петра Карасёва. Он уволился из органов после самоубийства любимой девушки, потерявшей ногу на войне (роль пронзительно сыграна Ольгой Павловец), и случайной смерти девушки-циркачки, участницы квартирной кражи (очень трогательная Алёна Кучкова), которая, умирая, шепчет: «Ненавижу…» Пётр, надломившись, уходит в церковь. Но замечает сбежавшего в очередной раз из-под ареста Данилова и бросается за ним. Драматическая, яркая эта роль показала большие возможности артиста Дмитрия Сутырина.
В сериале (режиссёр Игорь Копылов), конечно, две заглавные роли: честолюбца Данилова, который только после смертельной раны, будто от безумия, очнулся и взмолился: «Господи, господи, прости…» – и храброго бесхитростного опера Реброва. Яркий, талантливый, необычный артист Евгений Миллер, и хотелось бы верить, с большим будущим.