Если вы обратили внимание, дефолт девятилетней давности у нас прошёлся по всем швам, то есть широко.
Я не про загадочный финансовый кошмар 98-го года, причина которого остаётся до сих пор интимной тайной, отнюдь не нашей с вами. Но мы ведь «дефолтнулись» и в иных, весьма близких всем нам сферах жизни, которую я, признаться, понимаю всё меньше и меньше.
Вас не удивляет, что персонажи чеховских пьес стали бегать голяком, то есть без трусов, причём не за кулисами, а прямо по сцене? Или это не дефолт в искусстве? Я не понимаю, почему вокальная годность певичек определяется не длиной «до», а длиной ног? Я не понимаю, почему откровенно недотёпистые футболисты получают настолько неслыханные деньги, что скрывают этот размер даже друг от друга. Это не офсайд, это дефолт.
А что сталось с моими дорогими Львом Николаевичем и Антоном Павловичем? Куда их задвинули? А их тоже дефолтнули. Их променяли на «вроде бы женщин», но с детективной ориентацией. Есть теперь и такое извращение. Иллюстрирую: «В комнату вошёл очень высокий, коренастый блондин». Создательница этого «высокого, коренастого» сообщает без стыда и совести, что пишет по двадцать детективных романов в год. Попробуйте хотя бы переписать своей рукой готовый текст двадцати романов. Года может и не хватить.
В чём дело? Почему нам подсовывают всё это безобразие? Мы, конечно, аборигены планеты Земля, но не настолько же. А подсосывают его аборигенам, потому что оно им, аборигенам, нравится. Как говорится, подкрепите меня футболом, освежите меня телесериалом, ибо я изнемогаю от любви… к себе.
Примерно это мне объяснил мой давний приятель. Некогда в студенческой столовой мы тыкали с ним кусочки чёрного хлебца в соль и запивали компотом. Обед! Нет, он не олигарх, но высота изразцового камина в горнице на Рублёвском шоссе 6 метров. И он хочет спокойно жить возле этого камина. Газеты не читает, новости по ТВ не смотрит. Он чётко объяснил мне мою журналистскую функцию: «Хочешь критиковать? Пожалуйста. Но сначала расскажи о том, что у нас хорошо, а потом и о недостатках можно. Что вы треплете народу нервы?» Текст буквально дословный.
Что ж, последуем этому совету. Я совсем не прочь «о хорошем». Скажем, в этом году урожай зерновых оказался гораздо больше. Чем в прошлом. Вот ведь как замечательно. Правда, «оказался» не сразу. Сначала министр сельского хозяйства Гордеев пугал нас очень неудачным урожаем даже на Алтае, дотации, говорил, везде нужны. Министра вызвал к себе президент и о чём-то с ним поговорил. Прямо на следующее утро министр всем объявил, что урожай у нас неслыханный, а Алтайский край просто и не знает, как столько много пшеницы собрать. То есть всё срочно, с утра пораньше, заколосилось.
Вот такое у меня для вас радостное сообщение. То есть теперь, значит, имею право и кое о чём ещё сообщить? Хлеб, как вы заметили, поднялся (до разговора министра с президентом) в цене почти вдвое. Чиновники и бизнесмены уверяют, что виной всему удорожание зерна на мировых рынках. Но ведь доля муки в цене батона не превышает 20–30 процентов. Даже если мука дорожает вдвое, цены на хлеб не должны вырасти наполовину. Тут какое-то хитрованство. А чьё бы это оно, господа чиновники и бизнесмены, хитрованство? Может, президенту ещё раз поговорить с министром? И поутру, глядишь, цены образумятся.
А вот и ещё уж до чего прекрасная новость: в этом году цены на топливо растут почти в восемь раз медленнее, чем в прошлом. Или это не замечательно? Правда, в прошлом году правительство почему-то не контролировало цены на бензин, они и подскочили до бредового уровня. Вот нынче и не повышают, куда уж ещё повышать? Правда, судя по всему, владельцы АЗС всё-таки опять собрались повышать цены на бензин. Вроде бы не раньше середины сентября. Не скоро ещё.
И ещё – прекрасная радость: за первый квартал 2007 года принято у строителей 101 500 квартир. И ведь что восторгает: это на 51 процент больше, чем в том же квартале предыдущего года. Но вот что несколько смущает. Легко подсчитать, что при подобных темпах будет обеспечено жильём за год меньше миллиона человек. А у нас в стране этих миллионов – сто сорок. Как-то недостаточно получается. Нет, для рапорта «на 51 процент больше» – вполне достаточно, а вот чтобы кров над головой – очень даже маловато.
Я мог бы и дальше рассказывать о наших достижениях и о недостатках, что, впрочем, иногда одно и то же. Но все ли меня поймут? Например, в Москве доходы 10 процентов богатых превышают доходы 10 процентов бедных в 41 раз, такого нет даже в Латинской Америке. Ну расскажу я пенсионеру про цену на бензин. Он на неё обратит не больше внимания, чем олигарх – на цену батона. Очень мы разные. Вот и хотят всех нас умственно сблизить, отвлечь от некоторых недостатков, чтобы лишними мыслями мы себя не обременяли.
И мы глупеем стройными рядами. На нас обрушили одинаковые телесериалы с одинаковыми плохонькими артисточками, я их даже не различаю. Какие-то непонятные футболы: сборная Бразилии почему-то играет в нападении за российский ЦСКА, африканских легионеров только по цвету трусов и различаем. Придумали для киноактёров кулачные бои до кровянки под псевдонимом «бокс». Эстрадные остроумцы вослед эстрадным певцам явно шутят тоже «под фанеру», ну не верю я, что они всю эту пошлятину «живым голосом» исполняют. Даже хохот зрителей – тоже «фанера», хохот же на телевидении под изображение «подкладывается». Шутят артисты с эстрады – в одном месте, а зрители смеются с экрана при этом – совсем в другом месте и даже в другом году.
Это ли не дефолт, бессмысленный и беспощадный?!