Двадцать лет назад народный артист РСФСР Лев Лещенко написал книгу о своём жизненном пути и замечательных людях, с которыми ему посчастливилось быть знакомым, общаться, совместно работать и дружить, назвав её «Апология памяти». Эпиграф к ней – слова из песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Команда молодости нашей», которую и сам Лев Валерьянович многократно блестяще исполнял:
Придут честолюбивые дублёры,
Дай бог им лучше нашего сыграть!
Певец этими словами хотел прежде всего сказать о том, что он ещё не собирается «сдавать позиции и зачехлять своё оружие». К счастью, не намерен он расставаться с любимым делом и сегодня, когда празднует свой 80-й день рождения.
Лещенко никогда не был политиком, хотя совсем уйти от влияния политики как таковой и тех, кто её вершил и вершит, ему не удалось. Лев Валерьянович человек искренний, его никак не назовёшь тем, кто подстраивается под обстоятельства, и уж тем более не обвинишь его в неприкрытом флюгерстве и приспособленчестве Лещенко, бесспорно, ассоциируется прежде всего с советским временем, 70–80-ми годами прошлого века, хотя Лев Валерьянович и не ретроград, живущий в мире воспоминаний, да и в новой России он, к счастью, не ушёл со сцены. С началом XXI столетия певец стал переживать второй пик своей популярности.
Он не погнался за сиюминутными вызовами публики и не стал исполнять всё то, что чуждо его мировоззрению, взглядам на жизнь. В этом отношении он консервативен. Привык работать с маститыми авторами, и в его арсенале есть такие шедевры, как «За того парня» М. Фрадкина – Р. Рождественского, «Баллада о красках» О. Фельцмана – Р. Рождественского, «Баллада о матери» Е. Мартынова – А. Дементьева, «Товарищ» О. Иванова – А. Прокофьева, «Родная земля» В. Добрынина – Л. Дербенёва, «Не плачь, девчонка» (стихи В. Харитонова) и «Родительский дом» (стихи М. Рябинина) В. Шаинского, «Нам не жить друг без друга» и «До свиданья, Москва» А. Пахмутовой – Н. Добронравова, «Эхо любви» Е. Птичкина – Р. Рождественского, «Городские цветы» М. Дунаевского – Л. Дербенёва, «Соловьиная роща» (стихи А. Поперечного), «Притяжение земли» (стихи Р. Рождественского), ну и, разумеется, «День Победы» (стихи В. Харитонова) – музыку к которым написал Д. Тухманов.
С песни «За того парня» выпускник ГИТИСа, поступивший туда лишь с третьей попытки и успевший после его окончания побывать стажёром Московского театра оперетты. Здесь певший тогда же с самой Татьяной Шмыгой молодой солист-вокалист Гостелерадио СССР Лещенко и начал свой звёздный путь.
За исполнение песни, соединившей в себе исповедальные слова и клятву, в 1972 году на Международном фестивале эстрадной песни в польском Сопоте он, недавно вернувшийся с фестиваля «Золотой Орфей» в Болгарии, где им была завоёвана третья премия, получил первую премию.
Хотя путёвку на этот престижный фестиваль Лещенко мог и не получить. Но Марк Фрадкин вопрос об исполнителе данной песни, отобранной для участия в фестивале, в Союзе композиторов поставил ребром: «С моей песней поедет только Лещенко! Мне нравится, как он поёт, лучше него никому это не спеть!»
Песня «За того парня» Сопот в буквальном смысле покорила. «Успех – невероятный, – вспоминал Лев Валерьянович, – сумасшедший! Публика скандирует: «Бис! Бис!», но по условиям конкурса свой номер повторять я не могу. Когда же начинается заседание жюри, нервы у меня напряжены до предела. <…> Наконец объявляют решение: присудить две первые премии Сопота двум певцам – советскому и польскому. Советский, соответственно, Лещенко, а польский – Анджей Домбровский за песню «До любви один шаг». Идёт заключительный концерт, где я выступаю в самом конце. Народу – полный зал, ажиотаж невероятный. Шутка ли сказать – пятьдесят четыре страны-участницы! И какие – США, Великобритания… А в такого рода концерте уже можно бисировать. Поэтому по требованию публики я исполняю песню «За того парня» два раза кряду. После чего опять «скандёжка»: «Бис!!!» Пою в третий раз, но уже не полностью, а кусочек: «Всё, что было не со мной, помню…»
Вложив в каждую свою песню душу и отдав немало физических сил и энергии на сам процесс их исполнения и донесения слушателю, а также столкнувшись в своё время, как говорили профессиональные музыкальные критики, с «модой на Лещенко», давшей возможность петь в том числе так называемые непроходные, а порой и откровенно слабые, невыразительные песни, сам Лещенко высоко отмечал как раз-таки «Притяжение земли» Тухманова и Рождественского. «…Ещё одной, поистине великой песней, которую мне довелось исполнять, я считаю созданную им [Рождественским] в соавторстве с композитором Давидом Тухмановым песню «Притяжение земли».
Именно в этой песне я смог практически полностью использовать широкое, распевное, кантиленное звучание своего голоса».
И всё же самой известной песней в исполнении Лещенко является, разумеется, песня «День Победы» Тухманова и Владимира Харитонова, давно уже ставшая народным символом, народной святыней, которую, без преувеличения, знает и любит вся наша огромная страна вместе с бывшими республиками Советского Союза. Без неё мы все не представляем себе не только самого празднования Дня Победы, но и вообще любых рассказов и упоминаний о Великой Отечественной войне, увенчавшейся долгожданной Победой – величайшим событием в истории XX столетия.
У написанной в канун тридцатилетия Победы песни первоначально не всё складывалось гладко. Её не восприняли в Союзе композиторов СССР. Сдержанно, с какой-то холодностью исполнил «День Победы» накануне 9 Мая на съёмках передачи «Голубой огонёк» Л. Сметанников, оперный певец, обладающий сильным, прекрасным баритоном. И исполнение это осталось практически незамеченным.
В то же время «День Победы» впервые, в Алма-Ате, в концертном зале имени В.И. Ленина, исполнит и Лещенко. Зал разразится шквалом аплодисментов. Две с половиной тысячи участников потребуют повторного исполнения и будут слушать «День Победы» стоя.
О том первом и последовавшем всесоюзном, триумфальном выступлении Лещенко вспоминал Глеб Скороходов: «Взволнованный приёмом Лещенко в ночь после премьеры позвонил композитору в Москву, сообщил об успехе и договорился о записи песни на плёнку по возвращении в столицу. Но работники радио и телевидения не спешили пропагандировать новое сочинение Тухманова: музыкальные редакторы – и в это тоже трудно поверить – не приняли песню, показалось неправомерным сочетание минора с энергичным, «строевым» ритмом, хотя именно такое сочетание традиционно для многих старинных русских маршей – «Прощание славянки» В. Агапкина убедительный тому пример.
Не стоит гадать, как сложилась бы судьба песни в дальнейшем, если бы не концерт 10 ноября 1975 года в прямом эфире ТВ. Триумф «Дня Победы» (Лещенко снова спел песню дважды) обрёл всесоюзный масштаб. Огромный поток писем, приветствовавших рождение нового, по-настоящему патриотического произведения, выражавших благодарность исполнителю, наполнившему песню чувствами, близкими и понятными миллионам, не заметить было нельзя.
Более сорока пяти лет слышим мы «День Победы». И именно с Лещенко и ассоциируем мы эту великую песню, так как ни И. Кобзон, ни М. Магомаев, ни Ю. Гуляев, ни Ю. Богатиков – лучшие баритоны советской эстрады – так страстно её исполнить не смогли…
Не забыты и те патриотические советские песни в исполнении Лещенко, за которые его называли иногда «кремлёвским соловьём». И прежде всего те, которые были посвящены комсомолу. Но разве не заслуживают добрых слов песни «Любовь, Комсомол и Весна!», «И вновь продолжается бой», «Не расстанусь с комсомолом» А. Пахмутовой и Н. Добронравова? Да ведь и поёт их Лев Валерьянович здорово, неизменно живо, энергично! Причём эти песни знают сегодня и многие молодые люди, не жившие в Советском Союзе.
Лещенко, помня известные слова незабвенного Расула Гамзатова о пистолете, стреляющем в прошлое, и пушке, словно возвращающийся бумеранг, стреляющей в будущее, не стал ниспровергателем недавнего советского прошлого. Он не стал его густо мазать чёрной краской, отрицая всё то хорошее, светлое и доброе, что было в советской общественно-политической системе. Не стал он сочинять небылицы и о том, что ему тогда, дескать, жилось тяжело и плохо и его со всех сторон зажимала вездесущая цензура, не давая возможности развернуться во всю мощь.
Таких несуразностей из уст певца мы никогда не слышали и, убеждён, не услышим и впредь. Не так воспитан сын офицера НКВД – КГБ, участника Финской и Великой Отечественной войн, сам «дитя войны», привыкший с юных лет благодаря упорству и целеустремлённости добиваться поставленных целей.
Льву Валерьяновичу, вокалисту на все времена, без которого представить отечественное песенное искусство невозможно, давайте пожелаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, творческого вдохновения!
Руслан Семяшкин,
Симферополь