Полтора века назад Достоевский, которого в Европе нынче отменили, плакал на кладбище о «священных камнях Европы», над этими «осколками святых чудес». Достоевский сам давно упокоился на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, но слова его реквиема оказались бессмертными, несмотря на все попытки «отменить» гения. Потому что Запад опять предал свои «вечные ценности», на которых основывались его культура и цивилизация: христианство и римское право.
От христианства как от своего корня и основы Европа отказалась окончательно при создании ЕС – а то ещё обидится кто из ньюевропейцев иного вероисповедания. Потому во многих местах и кресты с церквей, и крестики с шей поснимали, и Рождество с Пасхой почти уже отменили. Римское право и всё представление о праве и законности рухнули на наших глазах. Оказалось, что если ты гражданин «неправильной» страны или «неправильной» национальности, то тебя, как и страну целиком, можно и даже нужно грабить, без суда и следствия отнимая золотовалютные резервы, собственность, крадя деньги с твоих банковских счетов. Можно призывать убить тебя и твоего президента, отказывать в медицинской помощи тяжелобольным детям и т.д. В общем, как выяснилось, «священное право собственности» скрывает право грабежа, а «священное право на жизнь» на самом деле – право на убийство. Чистый Оруэлл.
Свобода слова тоже предстала филькиной грамотой. Громогласно провозглашавшийся принцип западной журналистики – принцип объективности подачи информации, освещение фактов с разных сторон – уничтожен одномоментно. Практически все европейские и американские публикации и программы разных медиа о военной операции на Украине сделаны как под копирку, с единственной позиции, которая, видимо, «всесильна, потому что верна», а лицедею-диктатору, закрывшему почти все СМИ страны, собираются дать немецкую премию «За свободу СМИ». Также уничтожены и все прочие права человека, как и отменён запрет на дискриминацию по этническому, религиозному и прочим признакам, включая гражданскую принадлежность.
Архаичный принцип коллективной ответственности рулит вопреки всем клятвенным заверениям в том, что интересы конкретного человека в «цивилизованных странах» приоритетны и личность не может и не должна нести ответственность за деяния членов своей этнической группы или граждан своей страны. И эта ответственность не только синхронна, но и диахронна: на Западе «отменены» и Достоевский, и Чайковский, и Пушкин – вся великая русская культура и история. Потому что «неправильные». Тем самым продемонстрирована истинная суть вековечного европоцентризма, при котором европейская культура выступала в качестве единственной и высшей нормы, а другие третировались как варварские. А как с ним боролись! Сколько клятв давали, что никогда больше…
Европа последней трети ХХ – начала XXI века провозгласила равное достоинство всех культур. Настолько равное, что сама западная цивилизация – «цивилизация белых мужчин» – стала подвергаться умалению ради дарования привилегий неевропейским культурам цветных, женщин и сексуальных меньшинств, субкультурам душевнобольных и иных репрессированных групп. А теперь рвануло. Для «цивилизованных» нормы нет, приходится любить практически все аномалии. Но русские-то с какой стати стали сами определять свою судьбу? Большое количество «цивилизованных стран» оказалось странами ресентимента.
«Культура отмены» Запада в отношении себя же самого, своих же принципов сравнима с переворотом эпохи Реформации. Но новая Реформация гораздо круче старой. Эта ментальная Реформация с её двойной моралью многое, если не всё, объясняет в отношении к России западных стран и в умонастроениях немалой части нашей молодёжи. Особенно отчётливо это видно на отношении к войне как таковой.
Советский человек воспитывался в различении войн справедливых и несправедливых. Его ввёл ещё Аврелий Августин в V веке, однако русскому сердцу всегда была важна правда-справедливость, которую оно отличало от правды-истины. Советские люди чтили героев войны, не жалевших жизни своей ради справедливой общей цели, и осуждали уклонистов и предателей. И День Победы над нацизмом у нас – это праздник, хоть и со слезами на глазах.
Примерно такой же была и западноевропейская идеология войны сразу после Второй мировой. Однако в 1960-х она меняется, и меняется радикально. Теперь это называется не идеологией – идеология как система взглядов на мир объявлена ангажированной по определению, а следовательно, подлежащей искоренению. Теперь эта идеология называется нарративом, хотя по форме это также набор неких аксиом, только якобы неангажированных, объективных, «не играющих» ни на чьей стороне. Согласно такой новой идеологии любая война являет собой беспримесное зло. Поэтому не бывает героев и предателей. Подавляющее большинство людей, втянутых в войну с любой стороны, – жертвы, кроме представителей высшей власти и пропагандистов, которые только и несут за неё всю полноту ответственности. Посему и День Победы у них – это траур, «День памяти и примирения».
А наша постперестроечная вакханалия с «разоблачением» героев – сначала пионеров вроде Павлика Морозова, потом Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Алексея Маресьева и, наконец, всех национальных героев вообще, начиная с Александра Невского, – вся эта свистопляска с танцами на святынях народа привела к формированию иной ментальности, насколько можно судить, довольно больших групп постсоветских людей. Для них любая война несправедлива. Для них, чувствующих себя не акторами, а жертвами, интересы личной безопасности безусловно выше любых коллективных и общественных целей. Поэтому героев и предателей просто нет, все – жертвы, кроме властей предержащих.
День Победы остался единственным общественным праздником на всём постсоветском пространстве, который нас всех объединяет. И именно на дискредитацию этого праздника все последние годы были направлены массированные усилия «пятой колонны».
Но вот же странно: этот пацифистский нарратив не вызывал никаких особенных последствий, когда США и НАТО развязывали военные конфликты: на них не накладывали санкций, их экономику никто не грозил «разорвать в клочья», у стран – членов НАТО никто не отбирал собственность… Мем «это другое» сегодня вошёл в анналы. В лучшем случае дело ограничивалось антивоенными митингами, которые разгонялись самым жёстким образом, и некоторые западные медиа что-то мямлили о том, что как-то не очень хорошо так поступать. И всё. Уничтожались десятки и сотни тысяч мирных жителей, целые страны – и тишина. А потому что проводимые «цивилизованными странами» бомбардировки – это, как сказал один «цивилизованный» деятель, «гуманитарные бомбардировки». Цивилизация-с. И несла она себя, дорогую, нецивилизованным варварам. Которые не вполне человеки, понимаете? Ну, унтерменши, и живут они в унтерменшских странах. Но это же не нацизм – так считать, это же «цивилизация»?
И тут страна, молчаливо считавшаяся «цивилизованными» страной вот таких «недочеловеков», решила свою справедливость найти. Ту, которая правда-справедливость. А это что – с точки зрения «цивилизованных»? Это – «дикость», «варварство» и «нацизм». А варваров надо цивилизовывать, как же иначе. Посредством раздувания мировой войны, грабежа, отказа этим недолюдям во всех правах человеков и убийств. И я даже догадываюсь, кто эти человеки, у которых права есть, а кто недо, у которых прав нет.
Нет предательства, говорите? А как же Европа, предавшая саму себя, свои святыни и ценности? Ведь это ваш гений Данте определил место предателей в последнем, девятом, круге ада. А наш гений Фёдор Михайлович точно сказал: «Дорогие там лежат покойники…» Ох, дорогие.
Анна Яковлева,
кандидат философских наук