Этот профессиональный праздник – один из самых известных и уважаемых в России. Не только из-за того, что его традиция уходит в почтенные старинные времена позапрошлого века, но и потому, что стальные магистрали опоясывают и объединяют всю нашу «страну огромную». Для многих из нас они с детства являются своеобразным ориентиром в жизни или памятным эмоциональным символом. Словом, железнодорожный – всем транспортам транспорт.
Обратимся к истории. 30 июля 1935 года руководители советского правительства встретились в Кремле с группой передовиков-железнодорожников. На приёме присутствовали не меньше четырёхсот человек – истинных мастеров своих профессий: стрелочники, диспетчеры, машинисты, дежурные по станции, начальники дистанций, участков и депо, руководители служб и дорог, работники политотделов. Все при параде, надев новые пиджачные пары и блистая отгуталиненными ботинками. Речь шла главным образом не о поощрениях, а о том, как лучше работать. Ведь железнодорожный транспорт не имел права отставать от высоких темпов роста промышленности в период индустриализации, в годы первых пятилеток, в десятилетие, когда страна создавала новые отрасли промышленности, начинавшиеся со стальных магистралей, которые, как позже выяснилось, были готовы и к военным испытаниям. Поэтому разговор вышел внешне благодушный, но в подтексте – суровый. Было ясно, что, если железнодорожникам не удастся выполнить требования правительства, санкции последуют строгие. Впрочем, руководство государства понимало: нельзя только требовать и давить. Нужно было подумать и о высоком престиже столь важной для страны работы. Тем более к машинистам в то время относились почти как к лётчикам – с восхищением, они были героями мальчишеских мечтаний. Современная техника, высокие скорости, ощущение продуманного риска – всё это привлекало, создавало притягательный ореол вокруг профессий машиниста, конструктора локомотивов, строителя пути.
Первостепенную важность железных дорог в то время осознавали все, кто задумывался о стране, её будущем. В газетах писали о «маяках» и «знатных людях» отрасли, о стахановцах стальных магистралей. Вот машинист Пётр Кривонос провёл тяжёлый угольный состав со средней скоростью, почти вдвое превышающей общепринятую плановую. Вот другой машинист – Василий Богданов на комсомольском паровозе «ФД» на Октябрьской железной дороге промчал товарный состав повышенного веса с рекордной скоростью. А конструктор Коломенского паровозостроительного завода Лев Лебедянский, предлагавший новые решения для строительства самых мощных и современных локомотивов, которые возили рекордные по весу товарные поезда? Такими успехами гордились, героев награждали, у них учились, их фамилии знала вся страна. Все эти люди в тот день были в Кремле. Но важны не только их достижения – действительно полезные и новаторские. Эти неординарные личности заставляли тысячи людей поверить в себя, поверить в то, что на железной дороге можно проявить способности, отличиться, став полезным и для страны, и для своей семьи.
(на переднем плане) выступает на митинге, посвящённом Всесоюзному дню железнодорожника
в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького
БОРИС ФИШМАН / ИТАР-ТАСС
А если есть герои – необходимы и праздники. Железнодорожники давно писали и своему наркому, и самому товарищу Калинину, и даже Сталину о том, что хорошо бы возродить профессиональный праздник, объединяющий машинистов и рабочих, крупных столоначальников и кочегаров. Эта идея пришлась ко двору. В тот же день в Кремле созрело решение: празднику быть. Через год вышло постановление «Об установлении ежегодного Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля». 29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», в котором было напечатано постановление правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Именно так первоначально назывался этот праздник! И отмечали его, без преувеличений, всей отраслью. Машинисты, кочегары, путейцы к этому дню старались продемонстрировать новые достижения, показать высочайшее мастерство. Сначала–ударный труд, потом – здравицы, премии и тосты.
Несколько лет праздник отмечали именно в этот день – 29 июля. А в 1940 году очередным постановлением Совнаркома перенесли торжественную дату на первое воскресенье августа. В предвоенные годы отмечали широко и громко – с парадами физкультурников из общества «Локомотив», с триумфальными совещаниями, на которых награждали отличившихся, с весёлыми застольями, которые в этот день шумели по всей стране, включая самые глухие, пустынные территории, куда пришла железная дорога. Митинги, концерты, праздничные поздравления на всю страну по радио... Каждый пассажир в этот день ощущал, что в соответствии с известным лозунгом в стране жить стало не только лучше, но и веселее.
Окончательное – лаконичное и ёмкое – название «День железнодорожника» утвердилось в начале 1980-х. Традиции праздника переходили и переходят из поколения в поколение. Его традиционно отмечают не только железнодорожники, но и пассажиры, и устои эти не подлежат ни отмене, ни пересмотру. По-прежнему каждый год железнодорожникам есть чем гордиться по части профессиональных успехов. Отрасль совершенствуется, внедряет самые эффективные технологии – и потому есть повод для профессионального праздника. Честный и веский повод.
Мы поздравляем тех, кто строит и модернизирует железные дороги в современной России! Тех, кто даёт ход скоростным поездам, кто обеспечивает промышленность и торговлю необходимыми грузами, кто рассчитывает путь составов и проектирует новые электровозы, развязки, вокзалы. Пускай это будет праздник для всей железнодорожной индустрии, на всю страну. Пусть в этот день каждый из нас задумается о тех, кто обеспечивает надёжность и комфорт на стальных магистралях. О тех, кто прокладывает их, не считаясь с трудностями. Только каждодневный профессионализм. Железнодорожники осваивают новые скорости, новые уровни своих «умных машин», без которых в наше время невозможно двигаться вперёд – ни в прямом, ни в переносном смысле. Как приятно видеть «высокое стремленье» новейших составов, как будто сошедших с иллюстраций к научной фантастике. А дальше будет ещё интереснее!
С Днём железнодорожника, дорогие друзья!
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»