Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    28 июля 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

День железнодорожника

Ударный труд – веский повод для праздника
Замостьянов Арсений Замостьянов Арсений — 28 июля 2021
1935 год. Передовая бригада машинистов паровоза, в кабине – инициатор стахановского движения на железнодорожном транспорте Пётр Кривонос

Этот профессиональный праздник – один из самых известных и уважаемых в России. Не только из-за того, что его традиция уходит в почтенные старинные времена позапрошлого века, но и потому, что стальные магистрали опоясывают и объединяют всю нашу «страну огромную». Для многих из нас они с детства являются своеобразным ориентиром в жизни или памятным эмоциональным символом. Словом, железнодорожный – всем транспортам транспорт.

Обратимся к истории. 30 июля 1935 года руководители советского правительства встретились в Кремле с группой передовиков-железнодорожников. На приёме присутствовали не меньше четырёхсот человек – истинных мастеров своих профессий: стрелочники, диспетчеры, машинисты, дежурные по станции, начальники дистанций, участков и депо, руководители служб и дорог, работники политотделов. Все при параде, надев новые пиджачные пары и блистая отгуталиненными ботинками. Речь шла главным образом не о поощрениях, а о том, как лучше работать. Ведь железнодорожный транспорт не имел права отставать от высоких темпов роста промышленности в период индустриализации, в годы первых пятилеток, в десятилетие, когда страна создавала новые отрасли промышленности, начинавшиеся со стальных магистралей, которые, как позже выяснилось, были готовы и к военным испытаниям. Поэтому разговор вышел внешне благодушный, но в подтексте – суровый. Было ясно, что, если железнодорожникам не удастся выполнить требования правительства, санкции последуют строгие. Впрочем, руководство государства понимало: нельзя только требовать и давить. Нужно было подумать и о высоком престиже столь важной для страны работы. Тем более к машинистам в то время относились почти как к лётчикам – с восхищением, они были героями мальчишеских мечтаний. Современная техника, высокие скорости, ощущение продуманного риска – всё это привлекало, создавало притягательный ореол вокруг профессий машиниста, конструктора локомотивов, строителя пути.

Первостепенную важность железных дорог в то время осознавали все, кто задумывался о стране, её будущем. В газетах писали о «маяках» и «знатных людях» отрасли, о стахановцах стальных магистралей. Вот машинист Пётр Кривонос провёл тяжёлый угольный состав со средней скоростью, почти вдвое превышающей общепринятую плановую. Вот другой машинист – Василий Богданов на комсомольском паровозе «ФД» на Октябрьской железной дороге промчал товарный состав повышенного веса с рекордной скоростью. А конструктор Коломенского паровозостроительного завода Лев Лебедянский, предлагавший новые решения для строительства самых мощных и современных локомотивов, которые возили рекордные по весу товарные поезда? Такими успехами гордились, героев награждали, у них учились, их фамилии знала вся страна. Все эти люди в тот день были в Кремле. Но важны не только их достижения – действительно полезные и новаторские. Эти неординарные личности заставляли тысячи людей поверить в себя, поверить в то, что на железной дороге можно проявить способности, отличиться, став полезным и для страны, и для своей семьи.

kommisar450x300.jpg
Москва. 30 июля 1938 г. Народный комиссар путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович
(на переднем плане) выступает на митинге, посвящённом Всесоюзному дню железнодорожника
в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького

БОРИС ФИШМАН / ИТАР-ТАСС

А если есть герои – необходимы и праздники. Железнодорожники давно писали и своему наркому, и самому товарищу Калинину, и даже Сталину о том, что хорошо бы возродить профессиональный праздник, объединяющий машинистов и рабочих, крупных столоначальников и кочегаров. Эта идея пришлась ко двору. В тот же день в Кремле созрело решение: празднику быть. Через год вышло постановление «Об установлении ежегодного Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля». 29 июля 1936 года вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», в котором было напечатано постановление правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Именно так первоначально назывался этот праздник! И отмечали его, без преувеличений, всей отраслью. Машинисты, кочегары, путейцы к этому дню старались продемонстрировать новые достижения, показать высочайшее мастерство. Сначала–ударный труд, потом – здравицы, премии и тосты.

Несколько лет праздник отмечали именно в этот день – 29 июля. А в 1940 году очередным постановлением Совнаркома перенесли торжественную дату на первое воскресенье августа. В предвоенные годы отмечали широко и громко – с парадами физкультурников из общества «Локомотив», с триумфальными совещаниями, на которых награждали отличившихся, с весёлыми застольями, которые в этот день шумели по всей стране, включая самые глухие, пустынные территории, куда пришла железная дорога. Митинги, концерты, праздничные поздравления на всю страну по радио... Каждый пассажир в этот день ощущал, что в соответствии с известным лозунгом в стране жить стало не только лучше, но и веселее.

novosibirsk450x300.jpg
День железнодорожника в Новосибирске

Окончательное – лаконичное и ёмкое – название «День железнодорожника» утвердилось в начале 1980-х. Традиции праздника переходили и переходят из поколения в поколение. Его традиционно отмечают не только железнодорожники, но и пассажиры, и устои эти не подлежат ни отмене, ни пересмотру. По-прежнему каждый год железнодорожникам есть чем гордиться по части профессиональных успехов. Отрасль совершенствуется, внедряет самые эффективные технологии – и потому есть повод для профессионального праздника. Честный и веский повод.

Мы поздравляем тех, кто строит и модернизирует железные дороги в современной России! Тех, кто даёт ход скоростным поездам, кто обеспечивает промышленность и торговлю необходимыми грузами, кто рассчитывает путь составов и проектирует новые электровозы, развязки, вокзалы. Пускай это будет праздник для всей железнодорожной индустрии, на всю страну. Пусть в этот день каждый из нас задумается о тех, кто обеспечивает надёжность и комфорт на стальных магистралях. О тех, кто прокладывает их, не считаясь с трудностями. Только каждодневный профессионализм. Железнодорожники осваивают новые скорости, новые уровни своих «умных машин», без которых в наше время невозможно двигаться вперёд – ни в прямом, ни в переносном смысле. Как приятно видеть «высокое стремленье» новейших составов, как будто сошедших с иллюстраций к научной фантастике. А дальше будет ещё интереснее!

С Днём железнодорожника, дорогие друзья!

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Арсений Замостьянов
60

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Кони были не стальные

05.10.2022

Там, где рельсы уходят вдаль

07.09.2022

Мечтая о скорости

31.08.2022

От флота к железным дорогам

24.08.2022

Ворота в сказочную Тавриду

17.08.2022

Демократия для Дзержинского

114 голосов

Супермен Страны Советов

41 голосов

Проект века

38 голосов

Песни магистрали

37 голосов

Константин и его константы

36 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты