Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 апреля 2018 г.
  4. № 16 (6640) (18.04.2018)

«Державший стяг во имя красоты»

18 апреля 2018

Алексей Фёдоров. Алексей Константинович Толстой и русская литература его времени. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 752 с.: ил. – 300 экз.


Толстой в монографии страстен, предвзят, восхищён, печален, мечтателен и едко насмешлив. Не статист-наблюдатель, равнодушный к происходящему, в чём упрекали его современники, не поклонник «чистого искусства», а дитя эпохи. Конечно, любой писатель принадлежит своему времени, но этот факт в случае с Алексеем Константиновичем автору монографии пришлось предметно обосновывать.

 

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

 

После опубликования этого стихотворения Толстого обвиняли в беспринципности, желании встать над схваткой в эпоху идейного бурления, гражданской слепоте. «Ваш авторитет, – писал Аксаков, – может поощрить многих слабодушных и породить перевёртышей. Они не поймут стихотворения и употребят его во зло». Но разве в партийных спорах одна из сторон всегда и во всём безоговорочно права, а все действия критикуемой власти заведомо вредны?

«Двух станов не боец», тем не менее бойцом был. Всем своим творчеством Толстой, доказывает автор монографии, противостоял нигилизму, утверждая высокие, вечные ценности именно в тот исторический момент, когда они оказались наиболее уязвимыми, когда в борьбе всех со всеми ускользает нечто подлинное, неподвластное сиюминутности.

 

Всему настал покой, прими ж его и ты,

Певец, державший стяг во имя красоты;

Проверь, усердно ли её святое семя

Ты в борозды бросал, оставленные всеми,

По совести ль тобой задача свершена

И жатва дней твоих обильна иль скудна?

 

Толстого критика чаще всего не жаловала, упрекая в игнорировании «злобы дня», а читатель любил. И сегодня его произведения переиздаются, романсы на его стихи поются, пьесы не сходят со сцены. Выходит, читатель оказался прозорливее критиков?

Монография написана кандидатом филологических наук, действующим учителем русского языка и литературы. И, возможно, именно это обстоятельство делает труд Фёдорова интересным не только для учёных, но и для коллег, русскую литературу преподающих.


 

Тэги: Алексей Фдоров
Обсудить в группе Telegram

Ксения Зуева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как матрёшка «убила» учебник

    31.08.2022
  • ЕГЭ не отменён, но...

    27.07.2021
  • Как матрёшка «убила» учебник

    49 голосов
  • ЕГЭ не отменён, но...

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS