Можно сказать, что распространение интернета произвело настоящую революцию в сфере непринуждённой письменной речи.
Качество этих текстов не всегда высокое. Множество текстов в интернете написаны с орфографическими, грамматическими, стилистическими и прочими ошибками, малопонятны, бессодержательны, пестрят матерной лексикой и т.п. Однако не следует думать, что в нерегламентируемых сферах речевого общения царит анархия. Здесь стихийно устанавливаются свои нормы речевого поведения, и дети достаточно быстро начинают в них ориентироваться.
Соцсети – тренировочная площадка, где дети учатся излагать свои мысли; они предоставляют возможность писать тексты самых разных жанров (от заметок бытового характера до рассуждений на абстрактные темы о жизни, искусстве, политике). Автор текста не связан «заданием», не боится «получить двойку», может писать что хочет, когда хочет, о чём хочет, сколько хочет и как хочет.
Эти «что», «где» и «как» зависят от коммуникативной задачи и способа (структурной рамки) общения. И, конечно, от адресата – для кого пишется текст: для одного, для группы людей или для всех. От этих факторов зависят форма итогового текста, степень его завершённости, соответствие орфографическим и грамматическим нормам, употребление в нём этикетных формул и т.п.
Для личной переписки существует электронная почта – аналог традиционной, а также возможность написать личное сообщение на форуме или в соцсети. Здесь, пожалуй, самое существенное отличие от бумажных писем заключается в том, что мы обычно видим историю переписки с адресатом, поэтому этикетная часть (приветствие и прощание) часто сокращается. Если тема обсуждается в нескольких письмах, то вполне уместно ограничиться краткой информативной репликой (Да, всё поняла или Хорошо, подъеду завтра в два). Также вместо длинных вводных фраз вроде: Ты спрашивала меня, когда начнутся занятия… можно просто вставить цитату из предыдущего письма. Системы быстрого обмена сообщениями – ICQ (Аська), google talk, чаты и т.п. удобны, если нужно быстро что-то обсудить или просто пообщаться. Эта форма наиболее приближена к устной речи, недаром для её обозначения используется слово «чат» (от англ. chat – болтовня, беседа). В отличие от электронных писем такие «тексты» не всегда даже сохраняются на сайте. Это сиюминутное общение, обычно между хорошо знакомыми людьми, в непринуждённой обстановке. Подобная переписка не предназначена для длительного хранения и перечитывания.
Именно поэтому для экономии времени пишущие почти не ставят знаков препинания, не используют заглавные буквы, сокращают слова, не исправляют опечатки, но это не мешает успешной коммуникации. Главная задача – сохранить темп общения, приближённый к устному обмену репликами, поэтому более вежливо ответить быстро (пусть с опечатками), чем заставлять собеседника ждать. Собеседники обмениваются обычно короткими фразами. Чтобы не ждать, люди в процессе такого разговора часто печатают одновременно, поэтому реплики идут внахлёст, иногда параллельно обсуждается сразу несколько тем.
Длинные приветствия здесь также не нужны. Вполне подойдёт короткое: – Ты здесь? или Кать, ау?, при возобновлении разговора вместо привет могут написать: Всё, я вернулась или Прости, мама отвлекла. Общение может не иметь выраженного конца, т.е. не завершаться формальным прощанием. Часто разговор по ICQ идёт фоном, сопровождающим основную деятельность за компьютером, беседа может затухать и возобновляться в течение дня без дополнительных формальностей.
Коммуникация на форумах и в сообществах организуется обычно по тематическому принципу (туризм, музыка, кулинария и т.п.). Общение на форуме кардинально отличается от общения по ICQ. Это уже публичное общение людей, часто незнакомых между собой в реальности. Требования к текстам здесь гораздо выше. Как правило, нормы поведения на том или ином форуме прописаны в Правилах и Часто задаваемых вопросах (FAQ), также там обычно существуют модераторы, которые следят за выполнением этих норм. Иногда эти правила касаются не только поведения, а имеют более частный характер (например, как оформлять записи, формулировать заголовки).
Другой вид коммуникативного пространства представляют блоги. Это, разумеется, не дневник в классическом понимании, а некоторый оксюморон – публичный дневник, специально предназначенный для прочтения другими людьми. Пишущий, как правило, располагает временем, поэтому может придать своему тексту тот вид, который соответствует замыслу, – от гладкого художественного или публицистического до нескольких бессвязных слов.
Другие пользователи могут писать комментарии к записям в блоге (постам) и к другим комментариям. Пользователи могут вступать в отношения «дружбы». Понятие дружбы в блогах отличается, естественно, от общепринятого значения этого слова. Один пользователь, добавив другого в список «друзей», сможет быстро просматривать его записи в «ленте друзей» (френдленте). Существуют публичные записи, которые видят все; записи, которые видит только сам пользователь; записи для друзей или определённой части друзей – так называемые группы. Разные «места» и способы общения используются для разных целей (например, Инстаграм специально нацелен на публикацию фотографий, Твиттер – на короткие сообщения, в Живом Журнале уместны развёрнутые рассказы о себе, обсуждение волнующих автора проблем и т.п.).
Задача учителя-словесника не отвергать, а анализировать вместе с учениками особенности разных видов общения в интернете. Это хороший повод поговорить о разнице между непринуждённым и публичным общением – как устным, так и письменным (как мы говорим дома и с друзьями и как надо говорить в официальной обстановке, чем отличается письмо другу от письма в официальное учреждение, почему в чате ошибки и опечатки не так страшны, а в блоге писать с ошибками некрасиво).
Стоит рассказать ученикам, что язык «падонкафф» был придуман людьми, безусловно, грамотными и хорошо владеющими нормами литературного языка, и попросить их посчитать, сколько ошибок в словах превед, аффтар и пацталом. А если при подсчёте возникнут затруднения – объяснить, где проходит грань между языковой игрой и безграмотностью.
Можно попросить учеников описать одно и то же событие в форме сообщения в Твиттере, поста в блоге, смс другу, электронного письма и т.п.
Попросить их задуматься, как они выбирают вариант общения в Сети (на «ты» или на «вы») и какие правила действуют при личном общении.