Нет, это совсем не игрушки. И не аттракционы из парков культуры и отдыха. Детские железные дороги воспринимались и воспринимаются как маленькое чудо, а по сути являются обучающими технопарками с уникальной инфраструктурой. И мы вправе гордиться и помнить, что первые в мире детские железные дороги появились именно в нашей стране. Это наша история. Детские железные дороги (ДЖД – эта аббревиатура стала привычной) – замечательные учебные предприятия, в которых нередко проходили проверку интересные технические и градостроительные решения.
Первые в мире
Было это в 1932 году. В Москве комсомольцы построили первую в истории детскую железную дорогу. Располагалась «магистраль» в Детском городке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Протяжённость её была невелика – всего лишь 528 м, однако всё остальное было «как у взрослых». С помощью этого полигончика ребята постигали азы железнодорожных профессий. Небольшая дорога изящно вписывалась в московский ландшафт и стала настоящей диковинкой предвоенной столицы. А главное – она была электрифицированной, сверхсовременной для тех лет благодаря ей дети могли познакомиться с самыми передовыми технологиями.
Мы не знаем по именам инженеров, создававших это маленькое чудо. Но, несомненно, это были очень талантливые люди. На линии курсировал самодельный трёхвагонный электропоезд, получавший питание от контактной сети. Средний вагон его был моторным, а оба головных – прицепными. Скорее всего, спроектировали и построили эту технику совсем молодые ребята – комсомольцы и пионеры. Дорога стала диковинкой главного московского парка, но почему-то журналисты почти не писали о ней. Ни власти, ни литераторы тогда ещё не поняли значение ДЖД. Всё начиналось как инициатива молодых людей, искренне влюблённых в железную дорогу.
А в 1935 году ещё более роскошная детская железная дорога открылась в живописном районе Тбилиси. Её иногда называют первой в мире. В известном смысле это верно: московскую магистраль к концу 1930-х забросили, а тбилисская жила и развивалась десятилетиями. Правда, в последние годы она превратилась в аттракцион и управляют ею больше не дети, а взрослые. Увы, эксперимент, начатый в 1935 году, продолжения не получил.
Приблизительно в это же время в Москве возникла инициатива по созданию новой, образцово-показательной детской железной дороги, которая ничем бы не уступала столичному метро. Её планировали расположить в Измайловском парке. Объекты уникальной ДЖД проектировали несколько лет. Каждый павильон должен был напоминать дворцовую архитектуру. Почти сказочные детские замки, которые каждый день будут посещать тысячи пассажиров – что может быть эффектнее и демократичнее?
20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги сдали на утверждение. Протяжённость пути – 12 километров, множество красивых станций, вокзалов, разработанных лучшими нашими архитекторами... Проект выглядел несколько помпезно: он должен был стать витриной советского счастливого детства. При этом, невзирая на пафос, во многом это была действительно уникальная задумка – и по техническому оснащению, и по архитектуре, и по размаху предполагавшегося участия детей. Проект одобрили в наркомате, не пожалели денег, но... через два дня началась Великая Отечественная война. И о таких дорогостоящих и не имевших отношения к обороне начинаниях уже не вспоминали. С тех пор в Москве нет детской железной дороги. Ближайшая к столице расположена в подмосковном Кратове.
Конечная станция – «Счастливая» (проект архитектора Б.М. Анисимова)
АНАТОЛИЙ ГАРАНИН / РИА НОВОСТИ
Эксперимент на всю планету
Замечательный педагогический ход: приобщать способных ребят, влюблённых в железную дорогу, к масштабности и романтике этой индустрии. Недаром идею детских железных дорог поддерживали и наркомы, и академик Владимир Николаевич Образцов – отец знаменитого режиссёра кукольного театра, начальник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Был в советские времена лозунг: «Всё лучшее – детям». Он исполнялся на сто процентов. На ДЖД почти не бывало аварий, всё делалось для безопасности юных железнодорожников и пассажиров.
Образцов стал председателем Совета содействия строительству детских железных дорог, активно содействуя разработке идеологии создания ДЖД, – и дело вёл с присущим ему азартом. Этого седобородого академика знали многие дети – машинисты и строители «малых» железных дорог. Он часто встречался с ними, давал советы, брал под крыло. И добывал в наркомате средства для развития этого направления по всей стране! Неудивительно, что сеть этих экспериментальных магистралей покрыла почти всю страну. Во многих городах поездка по детской железной дороге стала любимым развлечением младших школьников. Для них это была игра. А старшие школьники серьёзно на них поглядывали, занимаясь делом на «своём» рельсовом полигоне. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог.
Инициативу подхватили за рубежом. В первую очередь – именно как способ с детства воспитывать профессионалов. Прежде всего, конечно, в социалистических странах с богатыми железнодорожными традициями (Чехословакии и ГДР), многому учившихся у СССР. Строить ДЖД им помогали советские специалисты.
Дороги в будущее
Юные железнодорожники изучали основы всех профессий, необходимых для того, чтобы по стальным магистралям исправно ходили поезда. Эта наука бесценна, поскольку сочетается с интереснейшей практикой и отчасти – с игрой. Идея детских железных дорог не забыта и в наши дни. В стране работает более 20 ДЖД! Реконструируются старые уникальные исторические трассы. После долгого перерыва, вызванного безвременьем 1990-х, строятся новые ДЖД в Новосибирске, Казани, Кемерове. В Санкт-Петербурге в 2011 году открыли южную трассу Малой Царскосельской детской железной дороги.
До сих пор действует на радость взрослым и детям Детская железная дорога в Красноярске – старейшая в России. Несколько лет назад её реконструировали, расширили, построили две новые станции. В 2007 году на Красноярской ДЖД впервые отработала всё лето девушка-машинист Алёна Байдакова, отлично сдавшая все экзамены. Всё оборудование для этой магистрали выпускается эксклюзивно. Даже тепловоз, который сейчас водят красноярские школьники, без преувеличений, вполне современная техника, достойная XXI века.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»