Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 ноября 2024 г.
  4. № 47 (6961) (27.11.2024)
Литература

Детский сад, штаны на лямках

28 ноября 2024

Антон Секисов. Курорт. – М.: Альпина. Проза, 2024. – 176 с. – 3000 экз.

Ничто не предвещало, что в этой рубрике ваш покорный слуга будет доброжелательно отзываться о новом романе Антона Секисова. Начать с того, что я никогда особенно высоко не ценил талант этого писателя. Далее, мне по понятным причинам не может быть симпатична фигура автора, уехавшего в Грузию на «философском самокате», дававшего там как минимум скользкие интервью, а тут вдруг очутившегося в Москве на толстой должности в тёплом журнале. Или наоборот. Ну вы поняли. Наконец, на обороте титула «Курорта» указано, что «работа над книгой велась в Доме творчества «Переделкино» –учреждение это за четыре года создало себе репутацию дома каких надо писателей: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Одним словом, понятно, что, покупая новую книгу Антона Секисова, я уже готовил к бою «кавалерию острот».

Однако я вынужден сдержать готовую рвануться в гике кавалерию. Прочитанный 170‑страничный «Курорт» лежит на моём столе с виновато оттопыренной обложкой в белую и голубую полосочку – не командуют атаку на противника, который уже поднял белый – тем более бело-голубой – флаг.

Нет, «Курорт» не качественно новая проза. Секисов остался Секисовым.

Помнится, в каком-то из прошлых его романов герои сидели в питерском «Маяке» глубоко за полночь, а когда автору указали на то, что этого не может быть, потому что «Маяк» всегда закрывается в 23.00 без исключений, – автор высокомерно ответил, что он, конечно, это знает, а написал так ради шутки. Вот и в «Курорте» живущие в Москве герои могут столкнуться в музее возле «Последнего дня Помпеи», а специалист по определению характеров по лицам называется физиономистом – как видно, чувство юмора автора не покинуло.

Но главное, конечно, не это. Ключевым качеством писателя Секисова всегда была неспособность рассказать хоть сколько-нибудь связную, минимально увлекательную историю. Даже реальные смешные истории из жизни, свидетелями и участниками которых были кроме Секисова ещё некоторые другие люди, в том числе и ваш покорный слуга, талант Секисова умудрялся превращать в унылейшее соплежуйство. Так бывает, когда человек, лишённый дара рассказчика, силится рассказать где-то когда-то слышанную историю, но не может вспомнить, в чём соль. Увязает в подробностях, громоздит отступления, путается в побочных линиях, но не перестаёт рассказывать, хотя язык у него уже заплетается, – а в чём соль, всё-таки вспомнить не может. Такой рассказчик рассказывает, потому что любит звук собственного голоса. Таких рассказчиков в компании не любят и слова им стараются не давать.

Что ж, и это ключевое свойство прозы Секисова в «Курорте» осталось неизменным. Пересказать, что происходит в романе, затруднительно – в нём не происходит ничего. Однако на этот раз не то Меркурий оказался в ретроградном Юпитере, не то Секисова осенило, какой именно теме конгруэнтна его творческая манера, – именно это свойство идеально работает на необходимый – запланированный автором или нет – эффект.

Итак, главный герой повести Митя – сотрудник московской газеты либерального направления («не крайнего, но того направления, которого держалось большинство» – нет, это цитата не из «Курорта») 37 лет от роду – после объявления мобилизации берёт на последние сбережения билет во Владикавказ, переходит через Верхний Ларс и оказывается в Грузии. Он живёт в курортном городке на берегу Чёрного моря в окружении других релокантов и зарабатывает на жизнь тем, что от имени вебкам-модели переписывается с её клиентами...

Бросается в глаза то, что повесть носит эксгибиционистский и мазохистский характер.

Итак, Митя и другие релоканты живут в курортном городке К., в отеле «Гранд форчун», однако на любимчиков фортуны они не тянут никак. Всем им от тридцати до сорока лет. Их интересы – «сёрфинг в интернете, видеоигры и теории заговоров». Они «ощущают себя прогульщиками: родители на работе, и вот ты позвал друзей». В комнатах у них «чудовищный срач; без преувеличения свинарник»; «как будто кто-то опорожнил мусорный бак на кровать и на письменный стол». Стены домов вокруг них расписаны надписями «Вам здесь не рады, убирайтесь домой». Они говорят об Иньярриту и Куароне, но смотрят «Американский пирог» и «Утиные истории». Из Москвы Митю приезжает навестить его девушка, в первый же день отправляется на несколько часов кататься с плечистым мотоциклистом, возвращается с раскрасневшимся лицом, расслабленная и довольная, но Митя не задаёт ей вопросов.

«Вот такой я жалкий, ничтожный», – повторяет про себя Митя, и это не тот случай, когда героя хочется похлопать по плечу и сказать, что всё совсем не так. Не только Митя, но и все созданные Секисовым в «Курорте» портреты – жалкие и ничтожные. Особенно комический эффект возникает, когда они вместе смотрят «Дни Турбиных», обсуждают ужасы ГУЛАГа и воображают себя белой эмиграцией. Булгаков рисовал карикатуру на Белое движение – тут перед нами пародия на карикатуру.

Ничего удивительного, что на сайте «Горький», который прочная духовная нить связывает с Домом творчества «Переделкино», повесть Секисова подверглась жестокому разгрому. «Лучшим вещам и Набокова, и Лимонова художественную убедительность придаёт то, чего так катастрофически не хватает нынешней беллетристике (читай: книге Секисова. – В. Л.), – чувство человеческого достоинства, тем острее проявляющееся, чем упорнее его хотят притупить бесчеловечные обстоятельства», – пишет лучший рецензент этого издания Эдуард Лукоянов.

Но в том-то и дело, что у героев «Курорта» нет никакого чувства человеческого достоинства. Откуда ему взяться? 24 февраля они заменили аватарки на чёрный квадратик и отправились пить латте, а уже в сентябре расталкивали друг друга локтями в очереди на Верхнем Ларсе. «Ещё недавно все эти люди жили спокойной мещанской жизнью, а как только попали в толпу, так сразу отринули всё человеческое. Ещё недавно учтивые джентльмены, они неслись как табун лошадей. Бросив слабых и раненых».

Вот почему отсутствие связной истории, собственно сюжета, выглядит в «Курорте» едва ли не приёмом, причём вполне органичным: историю можно рассказать только про людей, у которых есть цель и есть воля идти к ней. Если же ты берёшься честно рассказывать о людях, у которых ни того ни другого нет, то получиться может только то, что получается в «Курорте»: ну съездили, ну побухали, ну поблевали, ну потеряли кошелёк, ну вернулись. «Яша сказал, что подобный сюжет подойдёт не для романа, а для пропагандистского ролика», – что ж, из песни слова не выкинешь. Those are your words, not mine – как пелось в одной рок-опере.

Единственный герой «Курорта», у которого чувство человеческого достоинства есть, – это Оля, московская гражданская жена Мити, названная рецензентом «Горького» совершенно бессмысленной мещанкой. К ней-то и возвращается в финале «Курорта» главный герой. «Ну и когда всё это закончится? Твой детский сад?» – спрашивает она Митю. Ну дай бог, дай бог.


Тэги: Русские новинки с Вадимом Левенталем
Обсудить в группе Telegram

Вадим Левенталь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Будто бессмертия хлебнули

    06.04.2025
  • Бочки или мехи?

    02.10.2024
  • Зло станет правдой

    16.12.2023
  • Приём, приём

    19.10.2023
  • Заглушите мотор

    22.09.2023
  • Пелевин навсегда

    32 голосов
  • Несвятые девяностые

    22 голосов
  • Летописец растерянности

    20 голосов
  • По кругу

    14 голосов
  • Стройка не то, чем кажется

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS