«Большие гастроли» Донецкого республиканского молодёжного театра длились без малого месяц. Артистам из Макеевки аплодировали в Тюмени и Кургане, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Екатеринбурге. Завершились гастроли на сцене московского РАМТа – театра, дружба с которым у дончан началась почти десять лет назад. На этот раз для них были выбраны четыре спектакля, очень разных и по стилистике, и по настроению, – сценическая версия лесковского «Левши», балансирующий на грани фола «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, злободневный «Случайный человек» по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце» и солнечная сказка-притча «У ковчега в восемь».
Донецкий РАМТ ещё раз доказал, что умеет говорить о важном и сложном со зрителями самого разного возраста. И разговор этот всегда идёт на равных, с максимальным уважением к чувствам и мыслям тех, кто сидит в зале. После спектаклей проходили встречи со зрителями, где своё отношение к увиденному высказывали и дети, и их родители. «Обратная связь с нашими зрителями необходима нам как воздух, – признаётся художественный руководитель и генеральный директор театра Владислав Слухаенко. – Не только для того, чтобы понимать, насколько им интересно то, что мы делаем. Это только половина дела. Взросление – процесс трудный, а порой и жестокий, перед детьми во весь рост встают совершенно недетские проблемы, и у них должна быть возможность поговорить о том, что их тревожит и волнует. И театр, как мне кажется, – самое подходящее для такого разговора место».
Проблем в любой семье хватает, но в неблагополучной их, как правило, на порядок больше. Спектакль «Случайный человек» – откровенный разговор о том, как живётся ребёнку в такой семье, где мама с папой используют его как средство для «выяснения отношений». Премьера спектакля состоялась в минувшем ноябре в Мариуполе на сцене чудом уцелевшего Дворца пионеров ещё советской постройки. Определение «на разрыв аорты» когда-то было штампом, потом вообще ушло из театрального лексикона – предельная искренность на сцене перестала быть «в моде». Похоже, пора возвращать ему права гражданства – актриса Екатерина Гулай играет именно так, и чувствуется, что иначе она не умеет. Говорить о любви детей к родителям и родителей к детям можно только на пределе искренности – фальши не простят ни те, ни другие.
Спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе немецкого драматурга и актёра Ульриха Хуба адресован самым маленьким зрителям. Поставлен он был в 2013 году, потом на некоторое время исчез с афиши, а сейчас словно получил второе дыхание. Согласно библейским текстам на ковчег брали «всякой твари по паре». Из троих пингвинов – героев пьесы, туда должны попасть только двое, но они не могут оставить своего друга, несмотря на его скверный характер. Худрук театра Владислав Слухаенко убеждён, что сегодня просто необходимо внятно и доходчиво объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственное воспитание сегодня, увы, пущено на самотёк – школа перекладывает на родителей, родители на школу, в результате в юных душах не складываются чёткие представления о нравственных нормах и границах. А кроме того, спектакль знакомит малышей с тем, что такое театр – как и из чего он рождается.
Для каждого театра гастроли – серьёзное испытание на мастерство и умение слышать разную публику. Для Донецкого РАМТа это испытание вдвойне – ведь театр не просто работает в крайне сложных условиях, но и ограничен в возможности общаться со своим зрителем, а труппа не может вариться в собственном соку – это чревато утратой профессиональной формы. Именно поэтому театр старается по максимуму использовать возможности, предоставляемые программой «Большие гастроли». С марта 2022 года это уже их третий гастрольный тур. В общей сложности театр побывал почти в ста городах, показал более полусотни спектаклей. Энергию, которой артисты подзаряжаются на гастролях, они несут своему родному зрителю – детям Донбасса. Они растут в трудное время, но детство отложить на потом не получится – тревоги, радости и открытия приходят к ним, как и к другим детям, и театр по мере сил помогает им взрослеть, не утрачивая веры в жизнь.