Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2023 г.
Культура История

Детство нельзя отложить на потом

Донецкий молодёжный своих зрителей не бросает

29 апреля 2023
«У ковчега в восемь». Сцена из спектакля

«Большие гастроли» Донецкого республиканского молодёжного театра длились без малого месяц. Артистам из Макеевки аплодировали в Тюмени и Кургане, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Екатеринбурге. Завершились гастроли на сцене московского РАМТа – театра, дружба с которым у дончан началась почти десять лет назад. На этот раз для них были выбраны четыре спектакля, очень разных и по стилистике, и по настроению, – сценическая версия лесковского «Левши», балансирующий на грани фола «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова, злободневный «Случайный человек» по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце» и солнечная сказка-притча «У ковчега в восемь».

Донецкий РАМТ ещё раз доказал, что умеет говорить о важном и сложном со зрителями самого разного возраста. И разговор этот всегда идёт на равных, с максимальным уважением к чувствам и мыслям тех, кто сидит в зале. После спектаклей проходили встречи со зрителями, где своё отношение к увиденному высказывали и дети, и их родители. «Обратная связь с нашими зрителями необходима нам как воздух, – признаётся художественный руководитель и генеральный директор театра Владислав Слухаенко. – Не только для того, чтобы понимать, насколько им интересно то, что мы делаем. Это только половина дела. Взросление – процесс трудный, а порой и жестокий, перед детьми во весь рост встают совершенно недетские проблемы, и у них должна быть возможность поговорить о том, что их тревожит и волнует. И театр, как мне кажется, – самое подходящее для такого разговора место».

Проблем в любой семье хватает, но в неблагополучной их, как правило, на порядок больше. Спектакль «Случайный человек» – откровенный разговор о том, как живётся ребёнку в такой семье, где мама с папой используют его как средство для «выяснения отношений». Премьера спектакля состоялась в минувшем ноябре в Мариуполе на сцене чудом уцелевшего Дворца пионеров ещё советской постройки. Определение «на разрыв аорты» когда-то было штампом, потом вообще ушло из театрального лексикона – предельная искренность на сцене перестала быть «в моде». Похоже, пора возвращать ему права гражданства – актриса Екатерина Гулай играет именно так, и чувствуется, что иначе она не умеет. Говорить о любви детей к родителям и родителей к детям можно только на пределе искренности – фальши не простят ни те, ни другие.

Спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе немецкого драматурга и актёра Ульриха Хуба адресован самым маленьким зрителям. Поставлен он был в 2013 году, потом на некоторое время исчез с афиши, а сейчас словно получил второе дыхание. Согласно библейским текстам на ковчег брали «всякой твари по паре». Из троих пингвинов – героев пьесы, туда должны попасть только двое, но они не могут оставить своего друга, несмотря на его скверный характер. Худрук театра Владислав Слухаенко убеждён, что сегодня просто необходимо внятно и доходчиво объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственное воспитание сегодня, увы, пущено на самотёк – школа перекладывает на родителей, родители на школу, в результате в юных душах не складываются чёткие представления о нравственных нормах и границах. А кроме того, спектакль знакомит малышей с тем, что такое театр – как и из чего он рождается.

Для каждого театра гастроли – серьёзное испытание на мастерство и умение слышать разную публику. Для Донецкого РАМТа это испытание вдвойне – ведь театр не просто работает в крайне сложных условиях, но и ограничен в возможности общаться со своим зрителем, а труппа не может вариться в собственном соку – это чревато утратой профессиональной формы. Именно поэтому театр старается по максимуму использовать возможности, предоставляемые программой «Большие гастроли». С марта 2022 года это уже их третий гастрольный тур. В общей сложности театр побывал почти в ста городах, показал более полусотни спектаклей. Энергию, которой артисты подзаряжаются на гастролях, они несут своему родному зрителю – детям Донбасса. Они растут в трудное время, но детство отложить на потом не получится – тревоги, радости и открытия приходят к ним, как и к другим детям, и театр по мере сил помогает им взрослеть, не утрачивая веры в жизнь.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS