«Я уверен... что смогу внести мир и дружный труд в отношения между викжелевцами, другими профсоюзами и рабочими-железнодорожниками. Советские железные дороги не должны быть жертвой политической борьбы» – эти слова принадлежат Владимиру Невскому, наркому путей сообщения РСФСР, одной из самых противоречивых, но ярких персон в истории советских железных дорог периода Гражданской войны. Человеку, оказавшемуся способным наладить дисциплину и управление сложнейшей отраслью и сумевшему не допустить почти сотню путейских стачек…
Будущий нарком российского транспорта Феодосий Иванович Кривобоков родился в состоятельной купеческой семье в Ростове-на-Дону. Прадед его был донским казаком, почти вся его родня хранила приверженность старому церковному обряду, а вот Феодосия с молодых лет увлекли революционные идеи – он ещё гимназистом участвовал в работе нелегальных кружков. Вскоре юный революционер взял псевдоним, под которым и вошёл в историю – Владимир Иванович Невский. Его не раз арестовывали. В Таганской тюрьме Невского допрашивал сам Сергей Зубатов – знаменитый начальник охранки. Несмотря на столь суматошную жизнь, молодому человеку удалось получить образование. В Харьковском университете Невский был удостоен диплома первой степени как физик – и даже остался на кафедре, получив первый опыт преподавания. Потом были и новые аресты, и эмиграция, и возвращение на родину.
Во время октябрьских событий 1917 года он, конечно, не единственный среди большевиков, отвечал за работу с военными. Невского называли «кумиром солдат», он слыл отличным оратором. Кроме того, Ленин ценил Невского как философа и историка партии. Тот по праву считался образованным марксистом, знатоком экономических теорий, вдобавок, будучи физиком, обладал и инженерным умом. Тем не менее назначение Невского в наркомат путей сообщения (поначалу – заместителем наркома) осенью 1917-го выглядело решением неожиданным, ведь прежде он никогда не занимался транспортной сферой. В наркомате путей сообщения он быстро стал своим человеком, легко находя общий язык и со старыми специалистами, и с молодыми выдвиженцами. О таких управленцах с гордостью говорили: призван революцией…
Вспомним проблематику того времени: налаживание работы железных дорог являлось едва ли не главной задачей для правительства. Не решив её, революционные столицы – Москва и Петроград – остались бы без продовольствия. Ситуация осложнялась тем, что новая власть – Совнарком – пребывала в состоянии жёсткого противостояния с Всероссийским исполнительным комитетом железнодорожного профсоюза – Викжелем. У этой организации, куда кроме большевиков входили и меньшевики, и правые эсеры, имелась собственная точка зрения на будущее русской революции. Викжель то угрожал всероссийской железнодорожной забастовкой, то требовал передать ему бразды правления транспортными артериями страны. Новая власть пойти на это не могла. Тут-то и понадобились способности Невского – дипломатичного и образованного большевика. Благодаря его усилиям позиции Викжеля постепенно смягчились, градус кризисного противостояния понизился. Невскому, к которому в Викжеле прислушивались, удавалось предотвращать стачки и доказывать профсоюзным деятелям, что советская власть пришла надолго и с ней необходимо считаться. «Республика в кольце штыков... разорвать его могут только наши поезда с красноармейцами, ведомые паровозами революции... Призываю вас, товарищи, отложить наши споры и разногласия во имя движения к победе», – говорил он.
Конечно, Владимир Иванович занимался не только утихомириванием профсоюзов. В сферу его ответственности входила и организация ремонта локомотивов, вагонов, путей. 25 июня 1918 года Невский стал народным комиссаром путей сообщения РСФСР. К тому времени он успел присмотреться к железнодорожной проблематике и, по воспоминаниям современников, взялся за дело энергично.
В начале 1918 года Викжель упразднили, его место занял Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников – Викжедор, в котором превалировали большевики. Естественно, этот профсоюз уже не вносил смуту в работу наркомата.
28 ноября 1918 года на железных дорогах ввели военное положение, согласно которому железнодорожники считались призванными на армейскую службу и были обязаны обеспечивать выполнение заданий по продвижению воинских эшелонов, подвозу топлива и продовольствия к фронтам и крупнейшим промышленным городам. Путейцы, работавшие на прифронтовых территориях, отныне не имели права на забастовки. Воплощать эти решения в реальность пришлось Невскому. Нарком – как член Реввоенсовета республики – посылал на стальные магистрали чрезвычайных комиссаров с особыми полномочиями. Тогда это был единственный способ наладить дисциплину. Каждую неделю он по 3–4 дня сам проводил в командировках, нередко опасных. Его поезд часто курсировал неподалёку от линии фронта. При этом Невский находил время, чтобы копаться в архивах и вести кружок по истории революционного движения. Интересно, что нарком глубоко изучал творчество Льва Толстого. Посетив станцию Астапово, предложил переименовать её в честь писателя. Ведь именно там, в служебной квартире начальника станции Ивана Озолина, великий писатель провёл последние дни своей жизни. Что и говорить, сын ростовского купца был личностью многообразной.
Невский возглавлял наркомат чуть меньше года – до марта 1919 года. Но это были едва ли не самые напряжённые месяцы Гражданской войны, да и вообще Невский стал первым советским главой железных дорог, продержавшимся на своей должности значимый срок – почти девять месяцев. И даже в этих тяжелейших условиях нарком первым из советских управленцев занялся массовой социальной поддержкой сотрудников. В итоге комитет разработал несколько положений о пенсиях и льготах, изучив анкеты десятков тысяч железнодорожников.
Невскому почти без репрессивных мер удалось установить в запутанном железнодорожном хозяйстве единоначалие. Но власть над железнодорожной сетью весной 1919-го начала переходить в руки наркомата по военным делам. Невский старался не допустить этого, спорил, отстаивал свои права, однако противоречия оказались непреодолимыми. С этим был связан и уход Невского из наркомата в марте 1919-го. Опытного управленца перевели на скромную должность уполномоченного по мобилизации в Рязанской губернии.
В 1937 году Невский, до этого много лет посвятивший исторической науке, оказался на скамье подсудимых и получил расстрельный приговор. В последние дни жизни он беспокоился о своих репрессированных учениках, о судьбах коммунистического учения в России. И убеждений своих не предал...