Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июля 2023 г.
Спецпроекты ЛГ История Станционный смотритель

Девять месяцев наркома Невского

Профессиональный революционер справился с железнодорожным кризисом

28 июля 2023
Благодаря деятельности наркома железнодорожных стачек, сотрясавших Россию, например, в 1905 году, стало значительно меньше

«Я уверен... что смогу внести мир и дружный труд в отношения между викжелевцами, другими профсоюзами и рабочими-железнодорожниками. Советские железные дороги не должны быть жертвой политической борьбы» – эти слова принадлежат Владимиру Невскому, наркому путей сообщения РСФСР, одной из самых противоречивых, но ярких персон в истории советских железных дорог периода Гражданской войны. Человеку, оказавшемуся способным наладить дисциплину и управление сложнейшей отраслью и сумевшему не допустить почти сотню путейских стачек…

Будущий нарком российского транспорта Феодосий Иванович Кривобоков родился в состоятельной купеческой семье в Ростове-на-Дону. Прадед его был донским казаком, почти вся его родня хранила приверженность старому церковному обряду, а вот Феодосия с молодых лет увлекли революционные идеи – он ещё гимназистом участвовал в работе нелегальных кружков. Вскоре юный революционер взял псевдоним, под которым и вошёл в историю – Владимир Иванович Невский. Его не раз арестовывали. В Таганской тюрьме Невского допрашивал сам Сергей Зубатов – знаменитый начальник охранки. Несмотря на столь суматошную жизнь, молодому человеку удалось получить образование. В Харьковском университете Невский был удостоен диплома первой степени как физик – и даже остался на кафедре, получив первый опыт преподавания. Потом были и новые аресты, и эмиграция, и возвращение на родину.

Владимир Невский (1876–1937) / В. Сорокин / РИА НОВОСТИ

Во время октябрьских событий 1917 года он, конечно, не единственный среди большевиков, отвечал за работу с военными. Невского называли «кумиром солдат», он слыл отличным оратором. Кроме того, Ленин ценил Невского как философа и историка партии. Тот по праву считался образованным марксистом, знатоком экономических теорий, вдобавок, будучи физиком, обладал и инженерным умом. Тем не менее назначение Невского в наркомат путей сообщения (поначалу – заместителем наркома) осенью 1917-го выглядело решением неожиданным, ведь прежде он никогда не занимался транспортной сферой. В наркомате путей сообщения он быстро стал своим человеком, легко находя общий язык и со старыми специалистами, и с молодыми выдвиженцами. О таких управленцах с гордостью говорили: призван революцией…

Вспомним проблематику того времени: налаживание работы железных дорог являлось едва ли не главной задачей для правительства. Не решив её, революционные столицы – Москва и Петроград – остались бы без продовольствия. Ситуация осложнялась тем, что новая власть – Совнарком – пребывала в состоянии жёсткого противостояния с Всероссийским исполнительным комитетом железнодорожного профсоюза – Викжелем. У этой организации, куда кроме большевиков входили и меньшевики, и правые эсеры, имелась собственная точка зрения на будущее русской революции. Викжель то угрожал всероссийской железнодорожной забастовкой, то требовал передать ему бразды правления транспортными артериями страны. Новая власть пойти на это не могла. Тут-то и понадобились способности Невского – дипломатичного и образованного большевика. Благодаря его усилиям позиции Викжеля постепенно смягчились, градус кризисного противостояния понизился. Невскому, к которому в Викжеле прислушивались, удавалось предотвращать стачки и доказывать профсоюзным деятелям, что советская власть пришла надолго и с ней необходимо считаться. «Республика в кольце штыков... разорвать его могут только наши поезда с красноармейцами, ведомые паровозами революции... Призываю вас, товарищи, отложить наши споры и разногласия во имя движения к победе», – говорил он.

Конечно, Владимир Иванович занимался не только утихомириванием профсоюзов. В сферу его ответственности входила и организация ремонта локомотивов, вагонов, путей. 25 июня 1918 года Невский стал народным комиссаром путей сообщения РСФСР. К тому времени он успел присмотреться к железнодорожной проблематике и, по воспоминаниям современников, взялся за дело энергично.

В начале 1918 года Викжель упразднили, его место занял Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников – Викжедор, в котором превалировали большевики. Естественно, этот профсоюз уже не вносил смуту в работу наркомата.

28 ноября 1918 года на железных дорогах ввели военное положение, согласно которому железнодорожники считались призванными на армейскую службу и были обязаны обеспечивать выполнение заданий по продвижению воинских эшелонов, подвозу топлива и продовольствия к фронтам и крупнейшим промышленным городам. Путейцы, работавшие на прифронтовых территориях, отныне не имели права на забастовки. Воплощать эти решения в реальность пришлось Невскому. Нарком – как член Реввоенсовета республики – посылал на стальные магистрали чрезвычайных комиссаров с особыми полномочиями. Тогда это был единственный способ наладить дисциплину. Каждую неделю он по 3–4 дня сам проводил в командировках, нередко опасных. Его поезд часто курсировал неподалёку от линии фронта. При этом Невский находил время, чтобы копаться в архивах и вести кружок по истории революционного движения. Интересно, что нарком глубоко изучал творчество Льва Толстого. Посетив станцию Астапово, предложил переименовать её в честь писателя. Ведь именно там, в служебной квартире начальника станции Ивана Озолина, великий писатель провёл последние дни своей жизни. Что и говорить, сын ростовского купца был личностью многообразной.

Невский возглавлял наркомат чуть меньше года – до марта 1919 года. Но это были едва ли не самые напряжённые месяцы Гражданской войны, да и вообще Невский стал первым советским главой железных дорог, продержавшимся на своей должности значимый срок – почти девять месяцев. И даже в этих тяжелейших условиях нарком первым из советских управленцев занялся массовой социальной поддержкой сотрудников. В итоге комитет разработал несколько положений о пенсиях и льготах, изучив анкеты десятков тысяч железнодорожников.

Невскому почти без репрессивных мер удалось установить в запутанном железнодорожном хозяйстве единоначалие. Но власть над железнодорожной сетью весной 1919-го начала переходить в руки наркомата по военным делам. Невский старался не допустить этого, спорил, отстаивал свои права, однако противоречия оказались непреодолимыми. С этим был связан и уход Невского из наркомата в марте 1919-го. Опытного управленца перевели на скромную должность уполномоченного по мобилизации в Рязанской губернии.

В 1937 году Невский, до этого много лет посвятивший исторической науке, оказался на скамье подсудимых и получил расстрельный приговор. В последние дни жизни он беспокоился о своих репрессированных учениках, о судьбах коммунистического учения в России. И убеждений своих не предал...

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Диалектик

    582 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS