Современник великих русских писателей, он старался следовать Пушкину в стилистической отделке своих писаний. А к гоголевским «Выбранным местам из переписки с друзьями» отнёсся с пастырской строгостью: писатель, по мнению святителя, перемешал свет с тьмой и среди многих правильных мыслей рассеял и немало ошибочных... Гоголь парировал некоторые упрёки, но в целом отнёсся к критике со смирением.
В 1860-е святитель Игнатий возвысил свой голос против спекуляций на тему освобождения крестьян. Официальные идеологи великих реформ объявили, что ликвидация «рабства» есть долг христианина. При этом понятие духовной свободы переносилось на представления о свободе гражданской... То есть христианские постулаты перекраивались в угоду реформаторам. Святитель приветствовал освобождение крестьян, считал его добрым делом, но зачем же поддерживать реформы ложным псевдобогословием? К тому же святитель предупреждал о революционной опасности: ведь во Франции под знамёнами братства укрепилась кровавая диктатура.
Он был уверен, что православная вера останется источником духовных сил народа и только твёрдость религиозных устоев поможет России выстоять. Идеологи того времени относились к таким стремлениям отца Игнатия со скепсисом. А епископ презирал мирские выгоды и не искал популярности – ни в читательских кругах, ни во властной элите. Все эти метания и публицистические баталии есть в новой книге из серии «Русская цивилизация».
Наследие святителя Игнатия Брянчанинова невозможно вместить в один – даже увесистый – том. Но отдадим должное мастерству редактора и составителя – О.А. Платонова и А.Д. Каплина. Мы получили книгу, которая даёт наиболее полное представление и о богословии, и о личности великого епископа.
Арсений АЛЕКСАНДРОВ