Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2025 г.
Культура

Дикая воля

01 ноября 2025

Дарья Медведева

Марина Цветаева. Пожалуй, нет в нашей культуре более трагического имени, которое бы так же магнетически притягивало внимание к своей судьбе, вызывало прилив ощущения духовного присутствия и разжигало желание разгадать его душу. «Слово-движение» — больше, чем просто спектакль, в котором переплетается автобиографический очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин» и танец. В тот день премьеры и день режиссерского дебюта воспитанника Молодой студии Льва Додина в стенах театра прозвучало громкое признание в любви двум явлениям вселенского масштаба.

Вместо декораций — всепоглощающий, колдовской свет цветаевской прозы и поэзии. На чёрной, распахнутой до предела сцены, в глубине которой расположен стройный ряд софитов, словно среди руин от полусказочных золотых видений собирается актёрский женский хор. За спинами восьми молодых актрис, на самой верхней лестничной ступени, затаился один наблюдатель (Виктор Яковенко) — в джинсах и цилиндре, периодически взирающий на них с холодным любопытством. Один соглядатай и один Пушкин, изначальную статичность и обронзовелость которого суждено «сбить» им, актрисам, поочерёдно сливающимся с поэтическим обликом Цветаевой. Это они вдохнут в него жизнь, зачитывая с неистовым наслаждением цветаевские откровения, крадясь, извиваясь и переходя с жёсткой словесной «чеканки» на змеиное шипение и хищное рычание. Это для одной в лице нескольких актрис поочерёдно он станет личным Командором, Первым Поэтом и Первой Встречей: с чёрным и белым, материалом, числом, масштабом, мыслью и т.д., и тем самым займет особое место в её жизни. И именно он спустя немного времени закружится в вихре цыганских мотивов после того, как Цветаева признается, что познакомилась с ним через историю любви Алеко и Земфиры.

Непрерывно удивительно, как на сцене по-особенному заостряется вечный «темперамент Иова», безудержная склонность к пределу и трагическое вибрато Цветаевой, зачатое ещё в юном возрасте. Её — не только в творчестве, но и в действительности — равноценно с малых лет волновало три ипостаси личности: душа, дух и плоть. Она никогда не давала человеку права выбора: всё или ничего. Потому Ярослав Васильев многомерно – даже не через цветаевское слово, а через слог и паузу («Как на каждый слог / Что на тайный взгляд / Оборачиваюсь»), движение, сочетание тотальной театральности Барра с эмоционально-насыщенными таировскими формами – даёт актрисам проживать те моменты судорожных прозрений и состояний души ребёнка при вторжении в неё поэтической стихии и смотреть пристальным взглядом за границу того, что может чувствовать и видеть типичная человеческая душа. Цветаевская впечатлительность в спектакле не приравнивается к слепой экзальтации, а играет сложными гранями: преклонение перед гением Пушкина звучит по-сестрински сочувствующим, местами — по-федрински собственническим, но везде — с чувством братства. Вот она, ничем не скованная пульсация духа! Когда стих стихает, слов нет — и ближе, и глубже, и жарче — достигает своего пика уже невыносимая нега, которую так искусно длят режиссёр и актёры.

Основа спектакля – контраст. Контраст мрачной сцены МДТ и красочных платьев актрис, тени которых танцуют на стене во второй части спектакля «Танцуем танго». Контраст чтения прозы и стихотворений в первой части с абсолютным молчанием во второй. Контраст твёрдой маскулинности и мечущейся духовности. Контраст утонченного дуэта «Кармен-Эскамильо» с парой «девочки-пай и жигана». Дух Марины Ивановны невозможно ощутить без телесной пластики и танца «фурий и граций», поэтому в сюите дуэтов молодых актёров, поставленных хореографом Юрием Васильковым, сливается, проходит от начала до конца — от распада до воссоединения — вся история любви. Во втором акте в полной мере разыгрывается до чёткой завершенности цветаевский сюжет. Порывы любовной энергии и сильные руки партнёров то поднимают девушек вверх, то возвращают на землю – руки экстрасенсов, испытывающих свою власть над плотью; пальцы, то властно поднимающие подбородок гордой возлюбленной, чтобы посмотреть в её глаза, то невзначай снимающие бретель на её платье. Ощущение электрического предгрозового удушья, которое так сильно физически ощутимо у Цветаевой в поэзии и прозе, создает ряд музыкальных композиций, сопровождающих танец. Свет (художник по свету Василий Ковалёв) — кровавый, иссиня-изумрудный, фиолетовый — выхватывает в неожиданных ракурсах женские лица, то одержимые желанием, то растерянные, застигнутые врасплох и оставленные наедине со своим горем, то игривые, обрамленные кошачьей полуулыбкой.

В сорок семь лет Марина Ивановна признавалась: всё, что ей было суждено познать, она узнала в семь лет, а в последующие года — осознавала. Приходящий в видениях её любимый чёрт, разбивающий каждую её любовь, страсть к «Черному Петеру», сны как ритуал и мирозиждительная сила воображения — этим была окружена жизнь поэта. И в двухчастном спектакле темой становятся не взаимоотношения мужчины и женщины и даже не попытка воссоздания вневременного диалога двух гениев, а сама душа Цветаевой, к которой всегда лишь можно осторожно приблизиться, но постичь до конца — никогда.


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Задолго до «Мастера и Маргариты»

    01.11.2025
  • Есть время для театра

    30.10.2025
  • Гимн Великому городу

    30.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS