Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    28 июля 2021 г.
Культура Телеведение

Длинные руки Москвы,

или Тройная итерация «Джетлага»
Матизен Виктор Матизен Виктор — 28 июля 2021
Ксения Раппопорт

Игровых фильмов про то, как снимаются игровые фильмы, было довольно много, но фильма, который сделала одна супружеская пара и в котором другая пара делает кино про третью пару, до сих пор, кажется, не бывало. Теперь есть – «Джетлаг» Михаила и Лили (с ударением на второе «и») Идовых. Так называется расстыковка внутреннего времени человека с природным временем при перелёте через ряд часовых поясов, при которой, как говорится в картине со ссылкой на Салмана Рушди, души авиапассажиров отстают от тел.

Действие «Джетлага», в противоположность краткому действию сжатого в пространстве-времени и почти непрерывному «Паркету» Александра Миндадзе (см. «ЛГ» от 14.07.21), занимает полтора года и разбросано по миру, а камера будто мечется между Россией, Германией, Таиландом, Францией, Португалией и США (из-за ковида снятыми в Москве и Турции), не успевая ни во что углубиться.

В начале картины двое молодых людей, Никита и его подруга Женя, собираются провести время в Сиаме, но по дороге в аэропорт ссорятся и разлетаются: он – на юг, она – на запад, в Берлин, к влюблённой в неё русской подруге по имени Заза. Подруга знакомит Женю со знаменитым российским режиссёром Генрихом, который вместе со своей женой Мелиорой (по паспорту Ларисой) снимает, постоянно с ней ссорясь, фильм про Сирина, сиречь Набокова, намеревающегося изменить своей жене Вере. Женя вскоре спаривается с Генрихом, Никита – с замужней Чандрой (тоже русской, укрывшейся индийским именем), а снявшая у Никиты с Женей московскую квартиру начинающая актриса Марго – с Антоном, продюсером фильма о паре Набоковых. Читатель наверняка запутался в предыдущем предложении, но практически так же путается зритель в меняющемся со скачками камеры сочетании тел и не поспевающих за ними душ. Разобраться, конечно, можно, но возникает вопрос, стоит ли это делать, если персонажи избавлены авторами от прошлого и не наделены взамен хотя бы выразительными характерами.

Между тем феномен «новых новых русских», то есть слоя людей, свободно передвигающихся по стране или по миру и живущих кто спонтанными заработками, кто за счёт ренты, кто с помощью работы «на удалёнке», весьма любопытен, в том числе с кинематографической точки зрения, о чём свидетельствует хотя бы оскаровский успех «Земли кочевников». Тем более он представляет интерес для нашего кино ввиду закупоренности России в советские годы и периодически возникающего у властей стремления к самоизоляции, а также не изжитого до сих пор парапатриотического отношения к «гражданам мира» как к безродным космополитам. Но эта проблематика затрагивается в «Джетлаге» весьма поверхностно и лишь с одной, притом самой заезженной, стороны – зависимости русских от России, которая в фильме почему-то ограничена Москвой. «Как странно, что есть мир, где нет Москвы», – произносит один. «На самом деле только Москва и есть. Она тебя просто назад ещё не позвала», – отвечает другой. О каком зове речь, духовном, культурном или физическом, не уточняется (неясно даже, кто позовёт – Москва или не поспевшая за телом душа), и разговор повисает в воздухе, чтобы напомнить о себе несколько позже – когда авторы, желая обострить действие и обозначить политическую атмосферу, вводят искусственный, как бог из машины, криминальный мотив. Генриха посреди съёмок в Португалии берут под руки местные полицейские и выдают России, где его отправляют под суд по обвинению в контрабанде наркотиков. Вот тебе, бабушка, и зов Москвы, и её руки. Кто и зачем состряпал дело, на чём оно было построено и как рассыпалось – неведомо: сценаристка с режиссёром, вероятно, решили, что зрителей удовлетворит намёк на историю с Серебренниковым.

Из-за столь произвольного обращения с драматургическим материалом возникает впечатление, что создатели фильма не условились друг с другом о жанре своего произведения и об отношении к героям. Перед нами не сатира, не комедия, не трагедия и не драма, а так – «взгляд и нечто» без руля и ветрил, прыгающее от темы к теме, с места на место и от одной пары к другой. А происходит это, во-первых, потому, что «Джетлаг» автобиографичен: авторы рассказывают о близкой им жизни и завуалированно о себе, а чтобы посмотреть на себя издалека и с необходимым отчуждением, им не хватает рефлексии. Во-вторых, фильм выкроен из того, что снято для будущего одноимённого сериала, то есть является в сравнении с ним примерно тем же, чем для фильма является трейлер. И, стало быть, судить о ещё не вышедшем сериале можно с таким же успехом, с которым по трейлеру судят о фильме.

Виктор Матизен


Виктор Матизен
31

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Бегущие в никуда

03.08.2022

Любовная драма на фоне Кавказской войны

01.06.2022

По неписаному шаблону

18.05.2022

Упыри без скуки

06.04.2022

Души в пустыне

09.03.2022

Иностранец в России,

74 голосов

Страсти по Зулейхе

72 голосов

Две Зои из двух эпох

69 голосов

Фантомные боли

53 голосов

Синдром «ДАУ»

45 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты