Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июля 2021 г.
Культура Телеведение

Длинные руки Москвы,

или Тройная итерация «Джетлага»

28 июля 2021
Ксения Раппопорт

Игровых фильмов про то, как снимаются игровые фильмы, было довольно много, но фильма, который сделала одна супружеская пара и в котором другая пара делает кино про третью пару, до сих пор, кажется, не бывало. Теперь есть – «Джетлаг» Михаила и Лили (с ударением на второе «и») Идовых. Так называется расстыковка внутреннего времени человека с природным временем при перелёте через ряд часовых поясов, при которой, как говорится в картине со ссылкой на Салмана Рушди, души авиапассажиров отстают от тел.

Действие «Джетлага», в противоположность краткому действию сжатого в пространстве-времени и почти непрерывному «Паркету» Александра Миндадзе (см. «ЛГ» от 14.07.21), занимает полтора года и разбросано по миру, а камера будто мечется между Россией, Германией, Таиландом, Францией, Португалией и США (из-за ковида снятыми в Москве и Турции), не успевая ни во что углубиться.

В начале картины двое молодых людей, Никита и его подруга Женя, собираются провести время в Сиаме, но по дороге в аэропорт ссорятся и разлетаются: он – на юг, она – на запад, в Берлин, к влюблённой в неё русской подруге по имени Заза. Подруга знакомит Женю со знаменитым российским режиссёром Генрихом, который вместе со своей женой Мелиорой (по паспорту Ларисой) снимает, постоянно с ней ссорясь, фильм про Сирина, сиречь Набокова, намеревающегося изменить своей жене Вере. Женя вскоре спаривается с Генрихом, Никита – с замужней Чандрой (тоже русской, укрывшейся индийским именем), а снявшая у Никиты с Женей московскую квартиру начинающая актриса Марго – с Антоном, продюсером фильма о паре Набоковых. Читатель наверняка запутался в предыдущем предложении, но практически так же путается зритель в меняющемся со скачками камеры сочетании тел и не поспевающих за ними душ. Разобраться, конечно, можно, но возникает вопрос, стоит ли это делать, если персонажи избавлены авторами от прошлого и не наделены взамен хотя бы выразительными характерами.

Между тем феномен «новых новых русских», то есть слоя людей, свободно передвигающихся по стране или по миру и живущих кто спонтанными заработками, кто за счёт ренты, кто с помощью работы «на удалёнке», весьма любопытен, в том числе с кинематографической точки зрения, о чём свидетельствует хотя бы оскаровский успех «Земли кочевников». Тем более он представляет интерес для нашего кино ввиду закупоренности России в советские годы и периодически возникающего у властей стремления к самоизоляции, а также не изжитого до сих пор парапатриотического отношения к «гражданам мира» как к безродным космополитам. Но эта проблематика затрагивается в «Джетлаге» весьма поверхностно и лишь с одной, притом самой заезженной, стороны – зависимости русских от России, которая в фильме почему-то ограничена Москвой. «Как странно, что есть мир, где нет Москвы», – произносит один. «На самом деле только Москва и есть. Она тебя просто назад ещё не позвала», – отвечает другой. О каком зове речь, духовном, культурном или физическом, не уточняется (неясно даже, кто позовёт – Москва или не поспевшая за телом душа), и разговор повисает в воздухе, чтобы напомнить о себе несколько позже – когда авторы, желая обострить действие и обозначить политическую атмосферу, вводят искусственный, как бог из машины, криминальный мотив. Генриха посреди съёмок в Португалии берут под руки местные полицейские и выдают России, где его отправляют под суд по обвинению в контрабанде наркотиков. Вот тебе, бабушка, и зов Москвы, и её руки. Кто и зачем состряпал дело, на чём оно было построено и как рассыпалось – неведомо: сценаристка с режиссёром, вероятно, решили, что зрителей удовлетворит намёк на историю с Серебренниковым.

Из-за столь произвольного обращения с драматургическим материалом возникает впечатление, что создатели фильма не условились друг с другом о жанре своего произведения и об отношении к героям. Перед нами не сатира, не комедия, не трагедия и не драма, а так – «взгляд и нечто» без руля и ветрил, прыгающее от темы к теме, с места на место и от одной пары к другой. А происходит это, во-первых, потому, что «Джетлаг» автобиографичен: авторы рассказывают о близкой им жизни и завуалированно о себе, а чтобы посмотреть на себя издалека и с необходимым отчуждением, им не хватает рефлексии. Во-вторых, фильм выкроен из того, что снято для будущего одноимённого сериала, то есть является в сравнении с ним примерно тем же, чем для фильма является трейлер. И, стало быть, судить о ещё не вышедшем сериале можно с таким же успехом, с которым по трейлеру судят о фильме.

Виктор Матизен


Тэги: Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS