Впервые с доковидного 2019-го она проходила на своём историческом месте – на ВДНХ, правда, не в «родном» 75 павильоне, а в новом, 57-м («Россия – моя история»). Издательские стенды и площадки разместились на двух этажах и в шатрах на улице.
Экзотическую нотку ММКЯ-2025 добавил стенд почётного гостя – Республики Индии, украшенный двумя большими матрёшками в национальных индийских костюмах, символизирующими сближение двух культур. Торжественное открытие стенда состоялось в первый день ярмарки при участии высоких гостей. Россию представляли директор департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев, директор Российского книжного союза Сергей Степашин и директор Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александр Алимов. Индию – посол Индии в России Винай Кумар, заместитель министра образования Индии Говинда Джейсвала, председатель Национального книжного фонда Индии, профессор Милинд Судхакар Маратхе, переводчик Сону Саини и др. В приветственном слове Александр Алимов подчеркнул: «Этот павильон – настоящее украшение Московской международной книжной ярмарки. Всем известно богатство культуры, истории, философии Индии. Эта страна – одна из цивилизационных вершин, которая оказала большое влияние на другие страны и культуры». Специально для участия в ММКЯ Национальный книжный фонд Индии перевёл на русский язык 22 книги с официальных индийских языков. Их также представили во время открытия стенда. На протяжении пяти дней на стенде проходили дискуссии, круглые столы, концерты и кинопоказы – так что москвичам и гостям столицы предоставилась возможность познакомиться с индийской культурой поближе.

Среди других иностранных участников ММКЯ – Китай, ОАЭ, Белоруссия, Иран, Саудовская Аравия и Северная Корея. Их стенды расположились в отдельном крыле на первом этаже и также неизменно пользовались популярностью.
Всего же в ММКЯ приняли участие более 300 издательств. В условиях беспрецедентного роста цен на бумажные книги, ярмарка снова стала настоящим спасением для книголюбов: многое можно было купить по издательским ценам, даже дешевле, чем на маркетплейсах.
Недетские вопросы
Параллельно с ММКЯ проходила третья Московская международная детская книжная ярмарка, много встреч было посвящено воспитанию юных читателей. Одна из прослеживающихся тенденций – большое количество книг на «недетские» темы. Например, Дмитрий Артис и издательство «Яуза» представили книги о СВО для детей и подростков – «Как настоящий солдат» и «Сердце дракона», призванные бережно, но точно объяснить юным читателям современные события. Издательство «Русское слово» представило серию иллюстрированных биографий великих людей «Горжусь своей историей». Писатели Екатерина Банникова и Светлана Михайловская, а также художник Пётр Любаев рассказали о работе над книгами «Иван Мичурин», «Николай Пржевальский», «Минин и Пожарский» и «Георгий Жуков». Интересно, что оба автора – педагоги, поэтому знают, как заинтересовать детей. Книги ориентированы не только и не столько на патриотическое воспитание, сколько на то, чтобы помочь ребёнку найти себя, своё призвание и место в жизни, показав, что все великие люди начинали с детской мечты, с интереса к чему-то. Этой же теме была посвящена дискуссия «Как воспитать гения». В ней приняли участие заместитель директора РГДБ по информатизации и фондам Илья Гавришин, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Веракса, и.о. директора издательства «Наука» Михаил Фомин, главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко и генеральный директор научного центра «Сибур ПолиЛаб» Константин Вернигоров. Ключевой темой встречи стала «книга как ключ к формированию интереса к науке, развитию научного мышления и научно-технического творчества». Можно ли сделать гения из своего ребёнка? На этот вопрос Александр Веракса ответил категорично: родителям нужно отказаться от подобных честолюбивых мечтаний, а сосредоточиться на ребёнке и его интересах, чтобы разглядеть его подлинные таланты и устремления и помочь их реализовать. А вот привить тягу к знаниям вполне возможно: для этого, по словам Сергея Турко, нужна общая атмосфера уважения и интереса к науке в семье. А ещё нужно обращать внимание на вопросы ребёнка о мире и стараться привлечь его к поиску ответа в книгах. В рамках дискуссии также представили проект «Библиотека Десятилетия науки и технологий», направленный на популяризацию научных знаний.
Я написал книгу, и что теперь?

Нельзя также не обратить внимание на то, что с каждым годом книжные ярмарки всё больше берут на себя функции школы для молодых авторов: в программе появляется множество встреч, посвящённых творчеству начинающих писателей, первым шагам в литературе и сугубо практическим вопросам: где учиться, как редактировать, как опубликовать, как найти читателя? Формат интересный и нужный – в конце концов, где как не здесь можно напрямую пообщаться с представителями индустрии и узнать подробности внутренней кухни?
Например, проблеме образования была посвящена панельная дискуссия «Школа литературного мастерства: можно ли научить быть писателем?», организованная Союзом писателей России. В обсуждении приняли участие поэт, преподаватель Литературного института имени А. М. Горького Сергей Арутюнов, поэт, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Ревякина и писатель, главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов. Сергей Арутюнов ответил безапелляционно: «Я являюсь сторонником долгого и нудного обучения в Литинституте, потому что за 5–6 лет работы студента обсуждаются многократно. Кроме того, студент получает гуманитарный курс примерно уровня МГУ, благодаря которому может выработать свой стиль и слог». По мнению Козлова, многое дают писателям литературные семинары, куда авторы ездят уже не столько ради разборов и мастер-классов, сколько ради литературной среды, которая необходима как воздух. Согласилась с этим и Анна Ревякина, рассказавшая о собственном опыте организации литературной студии в Донецке.
На презентации нового сборника произведений лауреатов премии «Лицей» (модератор – директор премии Татьяна Восковская) личными историями успеха поделились молодые авторы Мария Затонская, Анна Бабина и Анна Баснер.
Вообще премиям, как социальному лифту для писателей, было посвящено много встреч на ММКЯ – так, подвели итоги очередного сезона конкурса «Класс!», объявили короткий список премии имени Катаева и длинный – премии Искандера, дали старт четвёртому сезону премии имени А. Чаковского «Гипертекст». А в день открытия ярмарки в «Электротеатре Станиславский» состоялось вручение премии «Книга года».
Не бояться и не злоупотреблять

Всё больше становится на книжных ярмарках и встреч, посвящённых искусственному интеллекту, что естественно: ИИ ворвался в нашу повседневность и создал огромное количество дилемм, которые необходимо решать.
Состоялись обсуждения «Зачем читать классиков в эпоху искусственного интеллекта?», «Умное книгоиздание: чем искусственный интеллект может быть полезен читателям, авторам и издателям», «Искусственный интеллект и культура: враги или друзья?» и другие.
Не осталась в стороне и «ЛГ». В первый день ярмарки мы провели встречу «Искусственный интеллект в современной литературе», в которой приняли участие главный редактор «ЛГ» Максим Замшев, поэт Светлана Розналевич, прозаики Виктория Балашова и Эльберд Гаглоев. Модератором выступил президент клуба «Настоящий писатель» Артём Кузнецов. Открывая дискуссию, Светлана Розналевич прочла написанный ИИ доклад, а также стихи Максима Замшева и для сравнения – подражание ему от нейросети. Артём Кузнецов подчеркнул: несмотря на то что ИИ стал действительно неплохим имитатором, это, конечно, не интеллект и не творец, так как нейросеть лишь выполняет поставленную человеком задачу, у неё нет собственной воли к творению. Виктория Балашова согласилась, но отметила, что ИИ стал важным инструментом, который активно используется авторами при написании нон-фикшена, а также сетевыми авторами жанровой литературы. По её мнению, со временем литературное сообщество разделится на непосредственно писателей и «райтеров» – тех, кто работает в тандеме с нейросетью. Резюмирая встречу, Эльберд Гаглоев ответил на вопрос, как относиться к ИИ, следующим образом: «Бояться его не надо, но и злоупотреблять не стоит».
Заманить читателя
Тема высокой конкуренции за один из главных ресурсов современности – внимание – тоже остаётся актуальной. Для того чтобы привлечь людей к литературе, требуется всё больше ухищрений: просто выпустить интересную книгу уже, к сожалению, недостаточно. Чтобы выстоять в неравной борьбе с интернетом и современными технологиями, книжники продолжают экспериментировать с новыми форматами.
Например, «Редакция Елены Шубиной» запустила серию «ЖИЛ» («Жизнь известных людей»), которую представили на ярмарке Дмитрий Воденников, Павел Басинский и Александр Ливергант. Биографии и мемуары продолжают удерживать высокие позиции в списках продаж, потому что невыдуманные судьбы людей интересны всем. Чем же отличается новая серия от, скажем, легендарной молодогвардейской серии «ЖЗЛ»? Во-первых, тем, что в центре внимания оказываются (по крайней мере, пока) исключительно литераторы. А во-вторых, крайней степенью субъективности. И это, надо сказать, весьма удачный ход. Любая биографическая книга – субъективна. Как бы автор ни пытался устраниться из текста, даже сама выборка фактов о многом говорит. В серии «ЖИЛ» автор биографии не менее важен, чем его герой. Это – продолжение традиции, заложенной Цветаевой в легендарном эссе «Мой Пушкин». Вот как высказались авторы биографий об отношениях со своими героями. Александр Ливергант, говоря о Дефо, подчеркнул: «Мне ставят в упрёк, что я не люблю своего героя. Я не уверен, что персонажа биографического жанра надо любить, напротив, иначе пропадает необходимая дистанция». Дмитрий Воденников, автор книги о Бунине, поделился: «Я отношусь к своему герою как к ребёнку, мне придётся проследить всю его жизнь, где-то я смогу оградить его от опасностей, а где-то мне придётся печально наблюдать за тем, что происходит. Я всю книгу выстроил с его смерти, раскручивая его жизнь к рождению: Бунин так панически боялся смерти, что я не мог не сделать ему этого подарка». Павел Басинский, автор биографии Андреева, сказал: «Не могу сказать, что это мой любимый писатель, но как человек Андреев мне более симпатичен, чем тот же Горький. Он проще, он приятнее: при всём его декадентстве, он был очень светлой личностью».
А вот и ещё один проект – первое в мире (!) реалити-шоу о писателях «Новое слово», презентация которого также состоялась в рамках ММКЯ. Автор идеи и ведущий проекта Константин Образцов объяснил своё стремление создать шоу, которое выведет писателя к широкой аудитории, за пределы литературного сообщества. Разработка проекта шла несколько лет, потому что задача перед командой стояла непростая: каким-то образом превратить в зрелище напряжённую внутреннюю работу, составляющую большую часть писательского труда. За решение этой проблемы взялся продюсер Богдан Сидоренко. Он рассказал о кухне проекта. В шоу, кроме самих писателей, вовлечены в качестве экспертов профессионалы издательского дела. «Сейчас автор должен быть ярким, заметным. Уметь продвигать себя. Это условия нашего времени», – подчеркнул Образцов. В центре шоу «Новое слово» – 12 участников, которые получают задания, призванные раскрыть их личность и творческий потенциал. На протяжении 10 серий они буду «писать на вылет». Пока не останется только один автор. Гости ярмарки смогли увидеть выдержки из пилотной серии проекта. Что ж... хочется верить, что на этот крючок и впрямь попадётся кто-то из людей нечитающих.
А что касается читателей, ценителей литературы, то они остаются верны книгам и так. Это в очередной раз продемонстрировал интерес к ММКЯ. Каждый день в любое время формировались очереди и в кассе, и на вход. А всего за пять дней работы ярмарки её посетили более 63 тысяч человек – фактически население небольшого городка.
КСТАТИ

В рамках 38‑й ММКЯ мы дали официальный старт четвёртому сезону премии имени А.Б. Чаковского «Гипертекст». Встречу провели руководитель спецпроектов «ЛГ» Александр Чистяков и руководитель экспертного совета премии, заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков. Итак, в четвёртом сезоне премиальный фонд «Гипертекста» составляет 5,5 миллионов рублей, поскольку добавилась номинация для писателей, пишущих на русском языке и живущих за рубежом. Её появление обусловлено спросом: на премию неоднократно поступали заявки из стран ближнего и дальнего зарубежья. Остаются и номинации прошлых сезонов: «Проза», «Поэзия», «Русский перевод», «Слово молодым» (5 премий), «Литературный блогер» (5 премий) и внеконкурсная номинация «За вклад в литературу». Заявки будут приниматься до 31 декабря. Подробности – на сайте Гипертекст.рф.