Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2024 г.
  4. № 11 (6926) (20.03.2024)
Культура

Для нейросетей границ нет

В этом уверен композитор и саунд-продюсер Андрей Зубец

23 марта 2024

В середине февраля стартовал III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Приём заявок продлится до 1 мая. Его главная цель – открыть новые имена, дать молодым талантливым композиторам возможность заявить о себе и быть услышанными. Сегодня наш собеседник в совместном проекте «ЛГ» и радио «Орфей» – композитор, аранжировщик, саунд-продюсер, заведующий отделением «Музыкальное звукооператорское мастерство» в МССМШ (колледже) им. Гнесиных и лауреат первого конкурса «Партитура» Андрей Зубец.

– Вы теперь не только композитор и педагог, но и писатель: только что вышла ваша первая книга – учебное пособие «Основы музыкальных технологий: компьютерная оркестровка и электронная музыка». Насколько я знаю, это первое в России издание, посвящённое актуальным вопросам компьютерной аранжировки. На кого оно прежде всего рассчитано? Будете ли вы рекомендовать его своим студентам?

– Эта книга рассчитана на музыкантов: тех, кто только начинает интересоваться музыкальными технологиями, и тех, кто уже сочиняет или аранжирует музыку на компьютере и хочет расширить свои знания. Я никогда не взялся бы за создание этой книги, если бы не мои студенты – они как раз и есть основная причина. Нужно было систематизировать курс аранжировки на звукооператорском отделении МССМШ им. Гнесиных и помочь абитуриентам. На тему аранжировки вообще крайне мало литературы, это неблагодарное дело – писать об этом книги, поскольку технологии эволюционируют очень быстро и к моменту издания книга уже может устареть.

– Вы упоминали, что в работе над книгой вы использовали нейросеть ChatGPT 4, которая помогла вам простым языком объяснить читателям сложные технические понятия. А как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта при сочинении музыки?

– Действительно, ChatGPT уже достигла такого интеллектуального уровня, который позволял бы вести с ней содержательный диалог и работать над самыми разными прикладными задачами, в том числе исследовательскими и литературными. Однако важно понимать, что в таких сложных задачах, как написание книги, нейросети могут быть по-настоящему полезны только в качестве соавтора: они расширяют возможности и ускоряют процесс, но не заменяют человека. Как в своё время сказал Стив Джобс о компьютерах в целом: это «велосипед для мозга». Велосипед не заменяет ноги, но позволяет использовать усилия более эффективно.

Что касается использования нейросетей для создания музыки, то здесь всё пока находится в зачатке, прорывных проектов, как в случае с текстом, видео и изображениями, в музыке пока ещё не было. Вероятно, в какой-то момент нейросети научатся читать ноты и превращать их в звук, обретут понимание гармонического и мелодического языка, смогут даже писать вариации на заданную тему. Скорее всего, они быстро станут непревзойдёнными стилизаторами и эпигонами – смогут очень качественно имитировать стиль известного композитора или группы, а также объединять разные стилистические приёмы в одной композиции. Другое дело, насколько такая музыка будет осмысленной и оригинальной? Какой вообще может быть смысл в музыке, если за ней нет личности? Однако нейросети наверняка захватят значительную часть рынка музыки для рекламы, телевидения и, возможно, отдельных театральных постановок – там, где оригинальность нужна не всегда, а нужно быстро и точно решить конкретную задачу.

– По результатам исследования, проведённого агентствами по защите авторских прав Франции и Германии, более 70% ваших зарубежных коллег опасаются, что искусственный интеллект в скором времени не позволит им зарабатывать на жизнь. Как, на ваш взгляд, обстоят дела у нас?

– Я не думаю, что эти процессы будут происходить по-разному в отдельных странах – нейросети существуют в интернете, и для них нет границ.

Как я уже сказал, отдельные задачи наверняка будут решаться с помощью нейросетей – это гораздо быстрее и дешевле. Например, если режиссёру нужен небольшой музыкальный фрагмент в драматическом спектакле, он сможет сгенерировать десятки фрагментов за считаные минуты и выбрать наиболее подходящий. Композиторы, конечно, не могут соревноваться здесь в плане скорости, да и денег просят намного больше.

Но наилучшие результаты, я полагаю, будут всё же не при замене людей искусственным интеллектом, а при использовании его в качестве инструмента. Если композиторы смогут с помощью ИИ ускорить чисто технические процессы – такие как поиск нужного тембра или перевод фонограммы в партитуру и наоборот, – это сильно упростит нам жизнь.

– Андрей, вы лауреат Первого Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура». Участие в конкурсе как-то повлияло на вашу творческую судьбу? На карьеру?

– Участие в этом конкурсе было очень важным опытом. Самое сложное, пожалуй, в карьере композитора – это естественная замкнутость процесса, ведь композиторы работают в своей собственной среде и могут вообще не выходить из дома, в отличие от исполнителей, которые всегда на виду. В этом плане конкурс помог обрести новые знакомства, которые затем привели к новым заказам, и это самый лучший результат, который может обеспечить композиторский конкурс.

– Сейчас идёт приём заявок на третий конкурс «Партитура». Планируете ли вы участвовать в нём в этом году?

– Я, весьма вероятно, поучаствую, но в новой для себя роли. Я порекомендовал своим студентам этот конкурс, и если кто-то из них примет участие – моей задачей будет подготовить их, так что составлять конкуренцию им в этом году я не планирую. Кроме того, мой график уже довольно плотный до конца года, а для конкурса требуется написать весомое симфоническое произведение – допустимый хронометраж увеличили до 40 минут, это не шутки.

– Насколько важны подобные конкурсы для композитора? Нужны ли они?

– Композиторские конкурсы – вещь гораздо более противоречивая, чем конкурсы исполнительские. Там есть возможность хотя бы относительно объективно сравнить двух музыкантов, которые играют примерно одинаковую программу на одинаковых инструментах. А как сравнивать композиторов? Не существует единых технических и художественных критериев, и два разных состава жюри могут дать премию диаметрально противоположным композиторам.

В этом плане концепция «Партитуры» выглядит очень логично – сделать много номинаций, оценивать их отдельно друг от друга и дать одинаковые премии каждому из победителей. Так больше всего шансов найти новую интересную музыку и дать много опыта работы с живым оркестром для композиторов.

Насколько эффективны будут такие конкурсы? Покажет время.

– Жюри конкурса особо отметило вашу работу – сюиту для виолончели, оркестра и электроники «Музыка к свету». Правильно ли я понимаю, что впервые в исполнении оркестра вы услышали свою музыку именно на конкурсе «Партитура»?

– Не совсем так. Я уже записывал это произведение с оркестром за несколько месяцев до конкурса. Однако это было первое публичное исполнение вживую.

– Не так давно вы записали мюзикл «Петя и Фолк. Тайна миров», который очень высоко оценили ваши коллеги-музыканты. Насколько важна для вас оценка профессионального сообщества? Кто ваш главный критик?

– Самый первый критик – точно так же, как и первый слушатель, – это сам композитор. И мне кажется, я почти всегда оказываюсь самым строгим критиком. Ещё есть друзья-музыканты, конечно, которые тоже в случае чего в карман за словом не полезут. Поэтому их похвала ценнее всего.

Сейчас вообще такое время, когда быть строгим к чужой музыке не модно. Принято либо хвалить, либо промолчать и пройти мимо. Видимо, сказалось тяжёлое наследие XX века, когда слово «критика» слишком часто означало «травля», причём травля по политическим мотивам, и жертвами такой «критики» становились самые талантливые, самые смелые авторы. Спустя какое-то время оказывалось, что именно за их идеями – будущее, а их критики сегодня выглядят не лучшим образом.

Поэтому теперь маятник качнулся в другую сторону – все предпочитают быть корректными и не задевать чужих чувств. Уже не встретишь таких баталий между композиторами, как в XIX веке, – и это, кстати, меня не радует, потому что для творческих людей абсолютно естественно не соглашаться друг с другом, и когда речь идёт о чём-то по-настоящему важном – сложно делать это, сохраняя хладнокровие. Дебаты и споры между композиторами – это куда интереснее, чем отстранённость и фрагментированность композиторского сообщества, которые мы наблюдаем сегодня. Может быть, кто-нибудь из медиасреды подхватит эту идею и столкнёт нас всех лбами – это было бы весело.

Тэги: Фестиваль Интервью Композиторы Нейросеть
Обсудить в группе Telegram

Наталья Пелехацкая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • Дранг нах Остен: как это было

    30.04.2025
  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS