
Беседу вела
Дарья Чарторийская
Московский институт театрального искусства имени народного артиста СССР Иосифа Давыдовича Кобзона – один из самых молодых творческих ВУЗов страны. За 12 лет он успел заслужить авторитет в театральном мире, и это не случайно. Выпускники МосИТИ служат в российских театрах, снимаются в кино, работают на эстраде, занимаются педагогической деятельностью.
Символично, что 1 сентября, в День Знаний, Институт первым среди негосударственных театральных ВУЗов получил статус Московского, что лишний подчеркнуло его значимость и уровень компетенции. А еще этот ВУЗ отличается своей активной творческой и общественной деятельностью. Одним из важных событий осени станет проведение VIII Международного Фестиваля театральных школ БРИКС, на который прибудут творческие делегации семи мировых театральных школ. Мероприятие будет проходить на центральной площадке ВДНХ с 20 по 28 сентября. Его бессменным организатором выступает МосИТИ им. И.Д. Кобзона.
У института немало проектов, которые уже стали неотъемлемой частью культурной жизни столицы. Все эти достижения реализуются благодаря бессменному ректору МосИТИ им. Козбона, профессору Дмитрию Валентиновичу Томилину, почётному работнику культуры г. Москвы.
– Прежде всего, хочу поздравить вас с присвоением Московского статуса. Как вы оцениваете данное решение?
– Мы благодарны Департаменту образования и Правительству Москвы за столь высокую оценку нашего труда. Это лишний раз подчёркивает – всё, что мы делаем, не зря. Когда мы с коллегами, а затем и при поддержке Иосифа Давыдовича Кобзона решили создать современный вуз, который отвечал бы веяниям времени, это был своего рода протест против формы государственного театрального образования. Мы считали её несправедливой. Я как доцент государственного театрального института получал в час двести тридцать четыре рубля. Но дело даже не в этом. Сегодня часто говоря о государственных театральных ВУЗах, как будто забывают, что во всех них есть платная форма обучения. И там этой платной формы – внебюджетной – обучения гораздо больше, чем в негосударственных платных вузах. Да и плата дороже, и количество людей, которые там учатся, больше. При этом в негосударственных вузах, например, нашем, есть бесплатная форма обучения, но не бюджетная. Ряд студентов учится за счёт попечителей, грантодателей, целевых работодателей, которые берут на себя оплату обучения студентов, и студент учится бесплатно. Кроме того, ни для кого не секрет, что бюджетные места распределяются заранее. В бюджетном вузе платник считается человеком второго сорта – общежитие ему не дают, социальные льготы тоже. Нас это все не устраивало, поэтому мы решили создать ВУЗ, где все равны.
– У вас блестящий состав Мастеров, руководителей актёрских курсов. Как вы этого добиваетесь?
– Да! Мы гордимся нашими Мастерами, профессорами, доцентами – педагогами. Это актёры, режиссёры, продюсеры разных поколений: Евгений Герасимов и Антон Шагин, Валерий Афанасьев и Андрей Соколов, Марк Розовский и Евгений Стеблов, Евгений Глазов и Александр Голобородько, Марк Варшавер и Лев Ланцман, Ольга Анохина и Мария Голубкина, Александр Пашутин и Дмитрий Бозин, Яна Поплавская и Наталья Громушкина. Владимир Демидов и Михаил Богдасаров, Василий Мищенко и Дмитрий Бозин, Сергей Казаков и Гульнара Головинская, Олег Леушин и Ирина Горюнова, Александр Кулямин и Евгений Кобылянский… и многие другие. И дело не в том, что все они народные и заслуженные. А в том, что они признанные Мастера и опытные педагоги. Это наше достояние. Я счастлив, что они с нами и преданы Институту. Почему они не идут в государственные вузы? Вероятно, их привлекает то, что они свободны в своём творчестве, никто не стремится их загнать в какие-то рамки, поэтому негосударственное образование нельзя убить, как бы не хотели это сделать его недруги.
– И все выпускники трудоустраиваются?
– В институте учится более 500 студентов. У них много способов применения своих знаний, которые они получают за эти 4 года. Они хотят и могут играть в театрах, в антрепризах, работать на эстраде, сниматься в сериалах, в кино, в рекламе, быть блогерами, преподавателями. И как показывает практика, почти все трудоустраиваются. Хуже всего дело обстоит с отличниками. Потому что отличников захваливают, и они ждут, что сейчас им на блюдечке с голубой каемочкой всё принесут, сразу пригласят во МХАТ, и все будут счастливы, что они туда пришли. Поэтому они сидят и ждут. Троечники ничего не ждут, они начинают свою судьбу сами устраивать, и всё у них получается.
Не скрою, так как у нас негосударственный институт, то ежегодно у нас талантливых студентов «воруют» вузы государственные. Как только видят какого-нибудь хорошего парня или девчонку, (обычно это происходит на втором, на третьем курсе), переманивают к себе. Чем переманивают? Бюджетным местом.
Приходит такой студент ко мне со словами: «Порадуйтесь за меня». А чему я буду радоваться? Я теряю выученного нами персептивного студента, который мог бы потом прославить наш институт. Он же не будет, когда станет заслуженным артистом рассказывать, что три года учился в ИТИ, и что его всему научили именно у нас и только потом, «готовенького», взяли в бюджетный госинститут.

– Расскажите об одном из ваших главных проектов – фестивале театральных школ стран БРИКС.
– Мы делаем этот фестиваль уже 8 лет, с 2016 года. У каждой страны свои способы, свои методы обучения актёрскому искусству. Все они заслуживают внимания. В этом году в Фестивале участвуют делегации из крупнейших театральных школ Китая, Индии, ЮАР, Индонезии, Арабских Эмиратов, Ирана и Белоруссии,
Каждый год мы (круглый стол профессоров, участвующих в ФЕСТИВАЛЕ) выбираем определённую тему и автора, и делегации представляют свои постановки. Например, берём итальянскую комедию дель арте и смотрим, как она трансформируется в национальные традиции разных театральных Школ. В прошлом году это была сказка Пушкина «Золотая рыбка» (к юбилею Поэта). В этот раз фестиваль посвящён российско-китайской дружбе, мы вместе поставим пьесу «Сирота из рода Чжао», китайского автора ХIII века, что станет хорошим поводом для глубокого изучения многотысячелетней культуры Китая и его драматургии, актёрских приёмов и методов подачи сюжетной составляющей произведения.
– Насколько такие мероприятия важны и в чём их сложность в сегодняшнее непростое время?
– Ничто так не воспитывает и не сближает, как открытое общение и совместное творчество. И молодёжный международный Фестиваль театральных школ БРИКС в этом смысле, кроме творческих задач, выполняет именно функцию воспитания духа толерантности и патриотизма через общение, ведь девиз Фестиваля расшифровывается так: «Большие. Разные. Искусство Континенты Сближает».
Кстати, в нашем ВУЗе учатся 86% иногородних студентов. Кроме ребят из России, у нас много студентов из Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, есть ребята из Франции, Америки, Канады, Голландии, Англии. С 2014 года, по инициативе нашего МЭТРа – Иосифа Кобзона, мы принимаем студентов из Донбасса и Крыма на льготное обучение – они платят только 10% стоимости. А с 2022 года на таких же условиях к нам поступают ребята из Луганска, Запорожья, Херсонской области. А ещё у нас в расписании существует предмет «Час с ректором», на котором я встречаюсь с первыми и четвёртыми курсами каждую неделю, и мы беседуем на разные темы, в том числе обсуждаем вопросы геополитики и взаимодействия с другими странами.
– В последние годы вы открыли несколько новых направлений. Например, продюсирование и театральный менеджмент. Развивается режиссёрское и мюзикловое направление, размышляете о театральной журналистике…. И вот дошла очередь до цирка…
– Сейчас мы работаем над созданием факультета «Циркового искусства». Кафедру возглавит Максим Юрьевич Никулин, а обучать специализации «Клоунада» будет готовить Народный артист РФ, Анатолий Павлович Марчевский, (известный Рыжий клоун Марчелино). Оказалось, что получить эту специальность в нашей стране практически невозможно, нет учебных заведений, где бы учили этой уникальной профессии. Все стремятся пригласить клоуна на детский праздник, и не только. Но профессионалов нет, либо их единицы в нашей стране.
– Разрешаете ли вы студентам сниматься в кино?
– Я категорически против того, чтобы снимались на первых годах обучения, но они снимаются. (улыбается). Объясняю: «Ребята, вы пришли, ничему не обученные, не готовые, вас увидели, сняли и показали, и вот вы именно такими вы и запомнитесь зрителю, режиссёрам, агентам и т.д. Зато потом к третьему-четвёртому курсу, когда вы наберётесь мастерства, можно сниматься».
Но разве их остановишь, если предлагают роль? Саша Новиков, наш студент, с первого курса уже снимается. Что с ним можно сделать? Приходит папа, мама, уговаривают отпустить. Приходят письма с каналов, просят освободить. Ну что делать? Разрешаешь...

– Многие отмечают, что нынешняя молодёжь совершенно не интеллигентна, плохо воспитана. Вы как-то восполняете этот пробел?
– У нас в Институте существует традиция здороваться – студенты приветствуют всех, кого встречают в коридорах. Это идёт ещё из императорских училищ. Многие меня спрашивают: «Зачем мне здороваться с человеком, которого не знаю. Я объясняю: Если человек идёт по лестнице в институте, то это либо педагог, либо режиссёр, либо меценат, либо продюсер. Любой из них может оказать влияние на вашу артистическую жизнь. И знаете, это простое правило создаёт особую атмосферу доброжелательности и домашнего тепла.
– А какие творческие традиции существуют в МосИТИ им. Кобзона?
– Ежегодный капустник «Знакомьтесь, первый курс», где каждый первый курс (в этом году у нас их шесть) показывает свои возможности. Собираются все наши народные, заслуженные, почётные и смотрят на тех, кого мы набрали. В декабре у нас проходит фестиваль капустников «Лиловая капуста», 25 января, в День студента, у нас педагоги выступают перед студентами. Иосиф Давыдович завёл такую традицию – если ты учишь, то покажи, на что сам способен. Народные артисты выступают, поют, танцуют, стихи читают, дурачатся. Из серьёзных наших постоянных проектов стоит назвать Dance Moscow – международный хореографический конкурс в Москве для танцевальных коллективов, профессионалов и любителей в области классической, современной и народно-сценической хореографии. Их мы провели уже десять.
– Вы, артист, хореограф, режиссёр. Много лет работали в известных хореографических коллективах. Не сожалеете, что ушли от творчества к менеджменту?
– Артисты балета в 35 лет уходят на пенсию. Зрители любят смотреть на молодых исполнителей. Все рано или поздно переходят в педагогику, в администрирование, или вообще в коммерцию. Поэтому мой переход в педагогику и менеджмент логичен. Мне крайне важно построить обучение так, чтобы наши выпускники выглядели достойно на фоне своих сверстников и коллег из других театральных ВУЗов. По некоторым предметам, например, в сцен. движении, хореографии, акробатике, мы уже превосходим государственные вузы. Сейчас моя цель – поднять уровень вокала на должный уровень. Я сторонник того, чтобы прививать актёру профессиональные навыки, а не одухотворённость. Иногда прихожу в театр, смотрю на известных драматических актёров, и как артист балета, понимаю, что он ничего не может в смысле пластического воплощения. Он умеет «торговать лицом» и не более. Если же с профессиональной точки зрения его оценивать, танцевать не умеет, петь – тоже, пластика на нуле.
Я хотел бы, чтобы зритель начал делать выбор в пользу артистов, обладающих профессиональными навыками. Если вернуться к советскому театру, могу привести в пример таких великих синтетических Артистов – Мастеров, как Леонид Утёсов, Зиновий Гердт, Андрей Миронов, Владимир Зельдин, Юрий Никулин… Нынешним студентам равняться нужно на них.