Северная железная дорога – одна из важнейших магистралей нашей страны. Одна из её веток идёт из Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска, другая – через Котлас и Республику Коми пересекает Северный полярный круг. До многих городов и посёлков России можно добраться только по этой трассе, других доступных и удобных средств сообщения там нет. И поезда спешат по бесконечным рельсам...
История этого пути восходит к 1859 году, когда была основана частная компания – Общество Московско-Ярославской железной дороги. Её учредителями являлись Николай Рюмин, братья Александр, Николай и Дмитрий Шиповы, Андрей Дельвиг и Иван Мамонтов. Все сплошь – люди состоятельные и влиятельные, промышленники и чиновники, вхожие в самые высокие кабинеты. Дельвиг, ко всему прочему, был опытным инженером-железнодорожником. Впоследствии он станет инспектором частных железных дорог. Добавим также, что одним из инициаторов создания Общества был профессор Московского университета, физик, писатель, просветитель, промышленник Фёдор Чижов.
Общество выпустило акции – и началось строительство стальной магистрали от Москвы до Ярославля через Сергиев Посад, куда стремились сотни тысяч паломников. В древний Ярославль трасса пришла в 1870 году. Как же не хватало российской экономике этого маршрута! Сразу потянулись в Белокаменную товарные составы с многочисленными «купеческими» грузами, которые ранее доставлялись по Волге. А ещё через два года путь довели до Вологды.
Дорога приносила немалый доход, однако продолжить строительство акционеры решились не сразу. Следующий рывок на север империи случился через десятилетия – только весной 1894 года Общество Московско-Ярославской железной дороги обратилось в Министерство финансов с ходатайством о предоставлении ему концессии на строительство и эксплуатацию новой трассы, которую планировалось довести до Архангельска.
Когда умер Иван Мамонтов и дела принял сын Савва, старый соратник его отца Фёдор Чижов написал наследнику: «Я, осторожный из осторожнейших, второй сапог из пары с твоим батюшкой, хочу и почти требую, чтобы ты, наследник наш, двинул железный путь к Ледовитому океану. Там Север!» Младший Мамонтов загорелся этой идеей.
Строить колею в места, где когда-то зарождался российский флот, пришлось по болотистой местности, в «мокрой тундре». Вдобавок в пустынном, почти незаселённом краю оказалось непросто найти рабочую силу – в тех местах порой можно было встретить лишь одну небольшую деревушку на 200 вёрст… Тем не менее организаторы строительства сделали всё для того, чтобы ускорить реализацию проекта. Осенью 1897 года бригады укладчиков уже приближались к берегам Северной Двины, к стенам старинного российского форпоста. По населению Архангельск тогда был сравнительно небольшим городом, но его важность для России невозможно переоценить: ворота в Белое море и в Северный океан, долгие годы – единственный российский порт, до Петра Великого связывавший нашу страну с Европой. Ценность строительства новой магистрали также диктовалась необходимостью иметь надёжную связь с центральными и южными губерниями империи – северным областям это было нужно для предотвращения голода в неурожайные годы.
Новая дорога отличалась оригинальной архитектурой станций – она диктовалась вкусом эстета Мамонтова. Впрочем, тут дело не только в талантливой работе зодчих (а среди них были такие знаменитости, как Лев Кекушев и Илларион Иванов-Шиц), инженеров и строителей. Вокруг станций открывались гостиницы, магазины, конюшни, мастерские, возникали посёлки и города – поначалу совсем небольшие. В наше время важно сохранять это наследие, реконструировать и восстанавливать первоначальный облик изящных построек конца XIX века.
17 ноября 1897 года состоялось торжественное открытие Архангельско-Вологодского участка железной дороги. В тот день, кажется, Архангельск целиком захватило ощущение праздника. Газеты писали: «Вся дорога по льду Северной Двины до Глуховского острова пестрела непрерывной лентой следовавших экипажей. При самом выезде из города на двух столбах была устроена украшенная флагами арка, в середине которой был изображён вид железнодорожного поезда, а по углам нарисованы вокзалы Архангельский и Вологодский. Путь следования по реке указан был столбиками с поставленными на них фонарями для освещения в вечернее время». Всё это воспринималось как диковинка.
Но самым большим чудом стала сама железная дорога. И первый поезд, отправлявшийся из Архангельска в Вологду, провожали с оркестром и восторженными возгласами. В город прибыло всё семейство Мамонтовых. Сияли от радости, как истинные герои дня, управляющий дорогами Общества Николай Казаков и главный инженер, курировавший строительство трассы, – Семён Чоколов. Присутствовали на празднике и иностранные дипломаты, представители нескольких консульств. Архангельский губернатор Александр Энгельгардт обратился к гостям церемонии с речью, в которой, не стесняясь громких слов, объяснил, что означает для Русского Севера железная дорога: «До сегодняшнего числа общение с остальным миром нам преграждали то скованное льдом море, то снежные сугробы, то мелководье рек. Забудем отныне томительный путь в повозке, шубе и валенках и станем пользоваться всеми удобствами быстрого и спокойного сообщения по железной дороге. Сегодня, с открытием движения по железной дороге от Архангельска до Вологды, пали все эти преграды, и мы вступили в общее русло цивилизованной жизни».
Правда, станция Архангельск-пристань находилась в двух верстах от города, на Глуховском острове. До центра города можно было добраться на пароходе «Москва». А во время разлива Северной Двины поезда останавливались на станции Исакогорка, не доезжая до Архангельска. Вода, к слову, ещё не раз потом прерывала работу железной дороги. Но начало было положено. Теперь требовалось развивать движение, модернизировать и расширять дорогу. В апреле 1900 года она стала казённой, то есть государственной. Постепенно устранялись недостатки, неизбежные при строительстве пути в столь сложных условиях.
В годы Первой мировой войны, когда в архангельский порт приходили грузы союзников, Северная дорога приобрела стратегическое значение Да и в мирное время роль этой трассы трудно переоценить. Архангельск стал ближе к Москве и Петербургу, по большому счёту и Северный Ледовитый океан приблизился к столицам России.
Такова миссия железных дорог – связывать воедино исторические области огромной страны, сокращать расстояния, давать ход промышленности.