Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2013 г.
  4. № 48 (6441) (04.12.2013)

Добрый человек из НКВД

04 декабря 2013

В 2013-м Сергей Гинзбург срежиссировал два фильма: «Сын отца народов» (12 серий) и «Убить Сталина» (8 серий), итого получается: 20 серий в год. В обоих сериалах роль Сталина исполнил Анатолий Дзиваев. Что же, наверное, удобно, можно лишний раз не разгримировываться. Лидер СССР в его исполнении похож на мудрого, себе на уме, хоббита. Подобная режиссёрская трактовка образа Сталина не позволяет отнести сериал к продукции, созданной в рамках стратегии «десталинизации», а это уже новость.

Фильмы о Советском Союзе у нас на потоке, даже своих мощностей не хватает, в производственную цепочку включены соседние страны, в особенности Украина. Однако жизнь не стоит на месте, рано или поздно в бурном потоке антисоветского кино должны были появиться исключения из общего правила. Упомянутые сериалы Сергея Гинзбурга вполне можно отнести к таковым. Даже то, что среди сценаристов «Сына отца народов» присутствует Эдуард Володарский, не помешало фильму оказаться вполне лояльным к советской власти (по шкале ценностей нынешних времён, разумеется).

А вот фильм «Убить Сталина» и вовсе поразил. Неувязок, нестыковок, абсурдных допущений там множество, лица советских дознавателей страшнее самых ужасных эсэсовцев, пытки советских палачей в застенках особых отделов зловещи, однако пытают там не абы кого. Сюжет фильма основан на очень важном обстоятельстве. Дело в том, что создатели фильма допускают мысль и наглядно демонстрируют зрителям: на территорию СССР забрасывалось множество настоящих шпионов и с ними нужно было бороться. Можно сказать, впервые за долгие годы аппарат спецслужб показан не как инструмент насилия над собственным народом, а система выявления и нейтрализации диверсантов и шпионов.

И ещё один революционный тренд. Советских силовиков, энкавэдэшников, особистов стали показывать обаятельными мужиками. Вот Пускепалис с Мерзликиным в «Крике совы» весёлые, обаятельные, положительные герои. А в фильме «Убить Сталина» Александр Домогаров – добрый, хороший, сильный человек и при этом работает в НКВД… Что это, телевидение взялось за ум? Или поток сериальной продукции настолько велик, что подцензурные сценарные решения проскакивают незамеченными?

Вадим ПОПОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS