Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 апреля 2020 г.
  4. № 13 (6731) (01.04.2020)
Литература Стихи

Доколе коршуну кружить?..

01 апреля 2020

Во время Крымской войны Николай Некрасов написал одно из лучших своих стихотворений – «Внимая ужасам войны» (1855), в котором, кажется, впервые в русской поэзии (если не брать песенный фольклор) раскрывает, быть может, самую трагическую сторону безумия человеческой бойни: «Одни я в мире подсмотрел / Святые, искренние слёзы – / То слёзы бедных матерей! / Им не забыть своих детей, / Погибших на кровавой ниве…»

Александр Блок в начале следующего века, когда грянет Первая мировая, продолжит вечную литературную тему. Но у Блока образ матери уже олицетворяется с самой Россией: «Идут века, шумит война… / А ты всё та ж, моя страна, / В красе заплаканной и древней. / – Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?» («Коршун»).

Участник Великой Отечественной войны поэт Сергей Орлов писал о своём поколении: «Война встаёт в стихах поэтов в женских образах, самых близких на свете людей – матерей, отдавших свою молодость полям и детям в дни великой страды».

В стихотворении Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» через образы матерей, простых крестьянок, с исповедальной пронзительностью открывается и трагедия войны, и русская история, и вера в непобедимость народа, ибо и в самую трудную минуту, как пишет поэт: «Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые, / Покуда идите, мы вас подождём». И, может быть, самая главная, метафизическая тайна открывается в час испытания: «Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина – / Не дом городской, где я празднично жил, / А эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил…»

Бесценным документом являются стихи и письма грузинского поэта Мирзы Геловани (1917–1944), погибшего при форсировании Западной Двины. Невозможно без волнения читать его строки: «Мама, как я благодарен вам за то, что вы привили мне любовь к оружию с детства. Любовь к оружию, правде и мужеству. Грузинские матери всегда без слёз провожали сыновей на верную смерть, потому что смерть за Родину не нуждается в слезах». И как поразительно перекликаются его слова со стихотворением К. Симонова: «Я уже познакомился с Россией и рад, что она так хороша. В маленьких прифронтовых деревушках у меня уже есть хорошие знакомые. Встречая и провожая меня, они говорят: «Да хранит тебя Бог, сынок!» Осенив меня крестом, просят не забывать их».

Пожалуй, за всех идущих в бой беззащитно-детское сокровенное сыновнее чувство выразил прекрасный поэт-фронтовик Николай Петропавловский, написавший в первый год войны:

 

Сначала шепчут слово «мама».

Потом уже кричат:

«Ура!»

 

И ни одной эмоции, ни одной, казалось бы, негероической бытовой детали на фоне батальных сцен нельзя пропустить. В поэтической канве антологии «Когда играют марш «Прощание славянки» в сжатом виде представлена, можно сказать, ВСЯ эпопея о Великой Отечественной войне, своего рода коллективная «Илиада», коллективный эпос, где каждая строка, каждый сюжет по силе личного человеческого потрясения и художественной правды равновелики страницам гомеровского эпоса.



Николай Петропавловский (1921–1995),

участник Великой Отечественной войны

архив ПЕТРОПАВЛОСКИЙ НИКОЛАЙ 1.jpg

 Траншейка

А ты кричал под бомбой «мама!»,

Когда метнулась смерть в глаза?

Когда кощунственная «рама»

Тебя попятила назад –

 

В скребок

              чуть вырытой траншейки?

А бомба целилась в висок.

Уже прошила телогрейку.

И ты –

              впечатался в песок...

 

И не стыжусь,

              что грыз я землю.

Я из траншейки встал опять.

Комбат промолвил,

               вспомнив Ельню:

«Солдатом стать –

              высотку взять».

 

И у меня нет глубже шрама,

Чем та траншейка у бугра...

Сначала шепчут слово «мама».

Потом уже кричат:

«Ура!»

1941

 

 

Анатолий Абрамов (1917–2005),

участник Великой Отечественной войны (Карельский фронт)

АБРАМОВ АНАТОЛИЙ.jpg

 

Мать солдата

К этому местечку через грязь,

через все ухабы и колдобины

добиралась мать – и добралась

до сынка, что был солдатом Родины.

 

Мать слыхала, здесь они легли,

и, как молвят, здесь зарыли в поле их,

где могилой ставшею земли

матери всех слёз ещё не пролили.

Вот она и выплачется здесь,

утолит печали материнские...

А про то, что в ней и это есть –

свет души и силы исполинские.

 

Что она ещё все дни в труде,

рук её никто не видел сложенных...

Что об этом? Так оно везде,

где живут, как людям жить положено.

 

И когда назад она пошла,

скорбью переполненная дó сердца,

знал я: дома ждут её тепла

правнуки, что на колени просятся.

 

 

Николай Рябинин (1918–1985),

участник Великой Отечественной войны

РЯБИНИНИ НИКОЛАЙ.jpg

 Старые письма

Перевяжу их шёлковой тесьмой

И развяжу и перечту с волненьем…

Но было время, получу письмо,

Прочту его и брошу с сожаленьем.

Куда девать? В кармане места нет:

В нём нож, блокнот, с махоркою кисет.

И в ранце места и подавно мало.

Поклоны, поцелуи и привет –

Всё не однажды на костре пылало.

Но письма те, которые всегда

Так начинались: «Дорогой сыночек!..» –

Я сохранил на долгие года.

И пусть они без запятых, без точек,

Никто так не напишет никогда,

Как мать писала: «Дорогой сыночек…»

 

 

Александр Твардовский (1910–1971),

участник Великой Отечественной войны

 Александр Твардовский.jpg

 

* * *

Война, война. Любой из нас,

Ещё живых людей,

Покуда жив, запомнил час,

Когда узнал о ней.

И как бы ни была она

В тот первый час мала,

Пускай не ты – твоя жена

Всё сразу поняла.

 

Ей по наследству мать её

Успела передать

Войны великое чутьё,

А той – другая мать…

1942

 

 

Николай Благов (1931–1992)

 БЛАГОВ НИКОЛАЙ.jpg

  

Памятник

Поставили гранитного навеки.

С винтовкой, честь по чести, –

Как в бою.

Мать привезли из дальней деревеньки:

– Ну, узнаешь?

– Да вроде узнаю.

 

А что там вроде!..

Если б без оружья

Да если б строгость соскоблить с лица,

Тогда бы стал похожим он на мужа,

А сын другой,

Хотя и был в отца.

 

Живого разве мыслимо из камня?!

А так похож.

Известно – возмужал...

Да если б сын

Да встретил мать глазами –

Да разве б он на месте устоял!

 

 

Константин Баёв (1916–1943)

Ушёл на фронт добровольцем. Погиб на льду Онежского озера, возвращаясь из разведки.

Баёв КОНСТАНТИН.jpg

 

 

Ложка

Провожая в путь-дорожку,

Мать вложила в сумку мне:

– Вот, возьми, сыночек, ложку,

Пригодится на войне…

Сбоку звёзды, в центре птичка,

Лаком крытые края.

Сразу видно, что вещичка –

Раскрасавица моя.

 

В ней вкусна любая каша

И с огня солдатский борщ.

Эх, догадлива мамаша!

Знала: губ не обожжёшь.

 

Много мне встречалось ложек

Всех фасонов и мастей.

Только эта – всех дороже –

Память матери моей.

1942

 

Леварса Квициниа

(1912–1941)

Абхазский поэт. Погиб в самом начале Великой Отечественной войны, сражаясь на границе (в районе Белостока) в составе пограничного отряда.

Леварса_Квициниа на сайт.jpg


 

Ты хлопотливо бродишь по двору…

Ты хлопотливо бродишь по двору

Или грустишь, лишась покоя, мама?

Ты в полдень, перед сном и поутру

Всё сына ждёшь с тоскою, мама?

Счастливый, я обрёл бы крепкий сон,

Когда бы знал, что ты здорова, мама,

И, если б весть принёс мне почтальон,

Я ожил бы душою снова, мама.

О, знать бы, что сейчас, когда цветёт

Весь мир, – проходишь ты по саду, мама,

Или спокойно полешь огород, –

Как сердце сына было б радо, мама!

Вот на струнах лежит твоя рука –

Под пальмой в жаркую погоду, мама,

Поёшь ты… И видны издалека

Дымок и трубы парохода, мама.

Цела ли вишня посреди двора,

Где мы сидели каждый вечер, мама?

А кипарис близ дома? Всё ль с утра

С ним спорит говорливый ветер, мама?

Взгляни – с портрета в комнате моей

Твой сын по-прежнему смеётся, мама…

Ты не горюй о нём и слёз не лей –

С победой он к тебе вернётся, мама!

1941

Перевод Б. Лейтина

 

Тэги: Поэзия Война Геннадий Красников Военный архив
Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS