Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 октября 2025 г.
  4. № 42 (7006) (22.10.2025)
Общество Библиосфера

Долг живых

24 октября 2025

Нина Ищенко, доцент кафедры философии ЛГУ им. В. Даля, Луганск 

Огилько Андрей. Хроники Двенадцатого бата. – СПб.: Лира, 2025. – 192 с. – 3000 экз.

Война, которая длится больше одиннадцати лет, перестаёт быть новостью. Она становится средой обитания. Воздухом, землёй под ногами, шумом в ушах по ночам. За эти годы мы, живущие здесь, научились по взрыву определять калибр, по свисту – траекторию, а по глазам – кто только что пришёл с позиций. Но мы почти разучились удивляться. Нас сложно чем-то пробить.

Книгу Андрея Огилько «Хроники Двенадцатого бата» я читала медленно, с долгими паузами. Не потому, что тяжело – хотя тяжело, да. А потому, что я узнавала в ней нашу общую жизнь. Ту, что за стенами дома. Ту, что шла на моей земле, пока я сидела в подвале и пыталась писать о чём-то вечном. Эта книга – не взгляд из тыла и не репортаж военкора. Это голос изнутри плоти войны, который нельзя подделать.

Огилько – не писатель. И в этом его сила. Его «Хроники» написаны кровью сердца. Они не выстроены по законам драматургии, а живут своей, органичной, порой неудобной жизнью. Как живёт окоп, в котором есть и грязь, и гильзы под ногами, и заботливо положенная на бруствер ветка сирены. Он не пытается быть философом или летописцем. Он свидетель. И его свидетельство тем ценнее, что лишено пафоса. Война у него не цепь подвигов, а череда суровой будничной работы на грани жизни и смерти, где место подвигу находится рядом с необходимостью найти сухие носки или ворчливо отчитать бойца за растраченные впустую чипсы. Читая про бой на Счастьинском мосту, я вспоминала тот день. Мы слышали канонаду, знали, что там наши. Но только теперь, из книги Огилько, я поняла, чем пахло и как дышалось на том асфальте, простреливаемом со всех сторон. Узнала про Сафона, водилу, снятого снайпером, и про осколок, рикошетом влетевший автору в ягодицу – «не столько больно, сколько обидно». Эта бытовая, почти неприличная деталь дорогого стоит. Она обезоруживает, она – правда.

Но главное в «Хрониках» – не батальные сцены, главное лица. Вот железный Моцарт, переплывающий ледяной Донец. Вот Цыган, с его гениальной, неистребимой жаждой жизни, превращающий трофейный хлам в необходимые на фронте вещи. Это характеры, выкованные в горниле 2014 года и закалённые в 2022-м. Когда читаешь про их шутки, их ссоры, их немыслимую, запредельную взаимовыручку, понимаешь, почему они выстояли. Потому что война – это не только про стрельбу, она – про людей.

Особенно пронзительны для меня, луганчанки, страницы, где появляются местные. Дядька Лёха с пирожками, пасечник, отдавший баням последние дрова. Огилько не рисует нас, жителей Донбасса, несчастными жертвами. Он показывает нас как участников, как часть этого сопротивления. Пожатие руки, стакан кофе, звонок с чужого телефона родным – это тоже фронт. Тыловой, но оттого не менее важный.

«Хроники Двенадцатого бата» – долг живых перед павшими, о котором Огилько прямо говорит в предисловии. Он написал её, чтобы тридцать парней, оставшихся на том мосту, и десятки других не стали просто строчкой в сводке. Чтобы мы знали их позывные, их шутки, характер.

Закончив читать, я вышла во двор. Была тихая, можно сказать, мирная ночь. И я по-новому ощутила эту хрупкую тишину. Как подарок, оплаченный кровью Сафона, Моцарта, Цыгана, Дока и всех, о ком эта книга. Она написана не для литературных премий. Она написана для нас. Чтобы помнили.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Москва с яблонями

    24.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    24.10.2025
  • Пелевин идёт ва-банк

    18.10.2025
  • Литература, которой нет

    17.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    17.10.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS