Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2019 г.
  4. № 50 (6717) (11.12.2019)
Литература Библиосфера Рецензия

Долгий взгляд на поле

11 декабря 2019

Сухбат Афлатуни. Рай земной. 

– М.: Эксмо, 2019. – 320 с. – 2000 экз.

В текст этот, интонационно вязкий и медитативный, залипаешь, как в мёд: поначалу сопротивляешься, пытаешься вырваться, потом постепенно смиряешься, покоряешься, даёшь роману нести тебя по волнам чужих несчастий. В центре повествования две женщины – Плюша, нежная, ранимая, немного не в себе, но чистая и порядочная, этакий женский вариант князя Мышкина, и Натали – мужеподобная, огромная, громкая. Удивительно то, как автор-мужчина тонко проник в женский мир, во все его тревоги и надежды. Самое уникальное в этой книге – интонация рассказчика, которая несколько меняется от героя к герою и всегда родственна взгляду персонажа на мир. Вот вам Плюша: «Плюша глядит в окно. Снег лежит пятнами, давно уже не белый, а такой, как пемза, которой в детстве мамуся тёрла ей пяточки. По полю бродят птицы. Плюша смотрит на них, иногда они взлетают и быстро садятся. А поле лежит огромное, сплошное и темнеет. Вечер, пора думать об ужине, но вставать с обогретого места тяжело, хочется ещё посидеть и пожалеть себя. И Плюша глядит на поле».

А вот Натали: «Странности в Натали, и правда, было много. Хотя училась на текстильном, ткани её интересовали слабо, а больше пыльные и вонючие станки. Обожала в них ковыряться, гайки щупать: глаз был мужской. И с парнями ей легче было язык найти, о футболе, о «мотиках» поговорить, какие лучше. Но дальше разговоров процесс не продвигался: не притягивала к себе, магнит не работал. Ни за руку никто её не пытался схватить и пальцы помучить, ни даже сумкой, пробегая, пихнуть. Друзей много, а так чтоб с перспективой… Даже чтоб просто на каком-нибудь дне рождения в ванную вдвоём ненадолго запереться и воду на полную громкость включить… И этого не было».

У обеих не сложилась личная жизнь: у Натали изнасилование, потом неудачный брак, от которого одна радость – сын Фаддюша, у Поли – алкоголик Евграф, предмет ранних девичьих мечтаний, с которым не удалось испытать не только полноценного женского счастья, но и ощутить простое человеческое участие. Детей у Поли нет и быть не может по природным особенностям строения её тела. В общем, ад кромешный. Личная история героинь – это один и самый главный, на мой взгляд, пласт романа. Второй – история поляков. Поле, которое видит из окна своей квартиры Плюша, это не просто поле, а метафизический символ романа, олицетворяющий собой одновременно и смерть, и воскресение. Смерть расстрелянных в сталинские годы поляков и в некотором роде восстановление исторической справедливости. В итоге – получено разрешение на ведение раскопок на поле, а в финале – отец Игорь и ксёндз пан Гржегор руководят строительством каждый своей часовни. «А между часовнями посадим сад – как «нейтральная территория». Над этим же полем развеивает Плюша прах своей подруги Натали. И, страдая от одиночества, вязнет в долгой депрессии, глядя на это же поле. И вот ещё одна светлая краска напоследок: Плюше дают долгожданное разрешение на усыновление ребёнка...

Учитывая, что автор уже более тридцати лет живёт в Ташкенте, поначалу ждёшь истории с национальным колоритом, что было бы, безусловно, интересно, российскому читателю, а тут вдруг поляки, репрессии. Что ж, автор, разумеется, свободен в выборе темы. Но, честно признаться, вся эта польская канва воспринимается как нечто наносное, а вот история двух женщин, Плюши и Натали, – как подлинное, то, чему сопереживаешь и веришь. Так уж вышло. Возможно, даже вопреки воле автора.

Кира Твердеева

 

Тэги: Книга Большая книга Кира Твердеева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Новая глава «Большой книги»

    29.01.2025
  • Счастье быть русским писателем

    11.12.2024
  • Молодым одна у нас дорога

    11.07.2024
  • Тяжёлые чудеса Валаама

    11.07.2024
  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS