Канафер: Верлибры. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2011. – 156 с. – 1000 экз.
Ругать верлибристов давно стало общим местом. Нет, наверное, такого поэта-традиционалиста, который не кинул бы камень в поэта, пишущего верлибры. И это понятно: кажущаяся простота стихов в этом жанре привлекает графоманов и недобросовестных сочинителей. И получается или – что вижу, то и пою, или нечто труднопроизносимое и труднопонимаемое, с массой лишних необязательных слов.
Но талантливые авторы, пишущие верлибры, всё же есть. Одна из них – Лилия Газизова, замечательный поэт из Казани.
Хрупкая индивидуальная интонация, ранимое и глубокое мироощущение, свежий взгляд.
Можно потрогать руками
Одиночество.
Оно мягкое, как вата,
Липкое, как руки
после чак-чака,
Любимого татарского
лакомства.
Иногда оно твёрдое,
Как стена
Нового дома
На улице Лесгафта,
Где нам, кто знает,
Суждено вместе жить.
Одиночество
принимает форму
Чашки,
Из которой пью кофе.
Ты её подарил мне
На женский день.
Пропитываюсь одиночеством,
Как губка.
Одинокая губка.
(«Как губка»)
Интересное ощущение от верлибров Лилии Газизовой. Они настолько музыкальны и лиричны, что кажутся рифмованными стихами. Послевкусие от этих стихов – печальное и долгое очарование.
Кроме того, Газизова – тонкий философ: «Даже при закрытых окнах / дождь порой попадает в глаза» («Дождь»). Философ парадоксальный, острый и вместе с тем гармоничный.
Читать эту книгу трудно и радостно. Трудно – потому, что это серьёзная духовная работа, радостно – потому, что испытываешь подлинное эстетическое наслаждение.
В «Канафер» вошли верлибры разных лет, а также их переводы на английский и турецкий языки.