Жизнь замечательных детей. – Книга четвёртая. – М.: Издательство «Оникс», 2011. – 208 с.: ил. – 4000 экз.
Архимед, Леонардо да Винчи, Авраам Линкольн, Генрих Шлиман, Чарли Чаплин – иностранцы, русских трое – Дмитрий Донской, Павел Михайлович Третьяков, маршал Жуков. Как видим, очень разнообразный набор персонажей в этом выпуске серии, предназначенной для детей младшего и среднего возраста. Книга написана хорошо, автор преодолел невероятные трудности и, как представляется, нашёл оптимальные решения, имея в виду возраст читателей.
Вот, например, как в главе, посвящённой Георгию Константиновичу Жукову, он изложил события роковых лет нашей Родины: «К началу 1917 года Россия устала от нескольких лет бессмысленной войны. В Петербурге в феврале началось восстание, царь вынужден был отказаться от престола, и власть перешла к Временному правительству. В полках солдаты тоже стали выбирать собственную власть… А потом на Россию обрушилась страшная трагедия, которую историки назвали Гражданской войной. В те годы погибло много лучших людей. Каждый из них считал, что сражается за будущее Отечества. Только будущее России они видели по-своему».
В любой познавательной книге очень важен отбор фактов, а в книге, ориентированной на детей, – тем более. Хорошо понимает это и автор «Жизни замечательных детей». Один пример – знакомый третьеклассник сказал мне: «А вы знаете, что Леонардо да Винчи учился вместе с Америго Веспуччи, с тем самым, в честь которого назвали Америку?» Это он вычитал у Валерия Воскобойникова. А его старший брат (ученик шестого класса) удивился тому, что отец Третьякова платил малолетнему сыну небольшое жалованье, приучая к разумной трате денег. «Я думал, так только в США делают», – сказал мальчик. Сын своего века, он получил больше информации об Америке, нежели о России…
Валерий Воскобойников не обижен вниманием. Недавно он стал лауреатом правительственной премии по культуре за 2011 год. Но сейчас речь не о нём, а о рецензируемой книге. Тираж её по нынешним временам солиден – аж четыре тысячи. Однако если признать книгу полезной (а с этим, судя по всему, соглашается и государство), то с учётом её задач названную цифру нельзя не признать мизерной.
И ещё. В публикациях «ЛГ» уже затрагивалась болезненная проблема нашего времени – позднее взросление молодёжи, её инфантильность, причём нескрываемая. Есть, конечно, и объективные причины этого явления – удобства современного быта, материальный достаток многих семей. Но есть и другая, идеологическая, воспитательная причина тревожного явления: отсутствие положительных примеров, с кого надо «делать жизнь».
Книги Валерия Воскобойникова восполняют этот пробел.