Исконные имена большинства столичных переулков происходят, как правило, от фамилий крупных домовладельцев. Так было и с Глазовским переулком, расположенным в районе Арбата.
В XVIII веке его именовали Несвицким и Струковым, позднее закрепилось название по фамилии генерал-майора П.М. Глазова – героя штурма Очакова и санкт-петербургского обер-полицмейстера. Ну а москвичи советских времён знали данную местность как улицу Луначарского.
В 1905–1906 годах здесь, на углу с Денежным переулком, появляется двухэтажный особняк, заказчиком которого выступил крупный предприниматель Пётр Александрович Павлов, владелец «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Товарищество это Павлов унаследовал от своего тестя, Ивана Ивановича Скворцова, создавшего в 1897 году первую в Костромской губернии механическую ткацкую фабрику. Семейное дело продолжил и сын Петра Александровича, Николай Петрович, значительно расширивший производство.
К строительству особняка Павловы привлекли архитектора С.Д. Кучинского. Относительно небольшое здание по композиции и декоративному оформлению ориентировано на венский модерн. Фасад целиком покрыт глазурованной плиткой двух тонов: ярко-бирюзового и тёплого песочного. Угловой объём украшен гранёным куполом, напоминающим по своей форме перевёрнутую чашу. Очень оригинально смотрится полностью застеклённый балкон эркера, размещённый на уровне второго этажа. Ажурность его оконных переплётов создаёт рисунок из геометрически правильных фигур – треугольников, квадратов, кругов. Нельзя, наконец, не обратить внимания на металлические детали декора – гирлянды под карнизом, ограду по периметру и др., причём часть элементов здесь выполнена методом традиционной ковки, а часть – методом холодной обработки (выколотки).
Известное недоумение вызывает стоящий рядом низенький флигель, нарушающий архитектурную композицию и загораживающий вид на здание со стороны обоих прилегающих переулков. Что это может быть?
Согласно историческим фактам, дом входил в целый комплекс строений внушительной городской усадьбы Павловых. На данном участке находились конюшни, каретный сарай, кузница и сторожка (тот самый флигель). Сами же фабриканты, видимо, жили в особняке по Денежному переулку, 16 – сейчас тут посольство Габона. В пользу этого говорит и то, что оба здания огорожены однотипной оградой. Ведь не могли же одни из богатейших людей той поры, пусть даже и обожавшие лошадей, обитать в угловом сооружении, включавшем и помещения для животных.
Со временем же описываемое нами здание надстроили и изменили до неузнаваемости. А некоторые части его и вовсе были разрушены.
После революции национализированный дом отдали под государственные нужды, а с 1963-го здесь размещается Информационный центр Организации Объединённых Наций.
Любая архитектурная постройка рано или поздно потребует реставрации. Так было, разумеется, и здесь, в Глазовском. Комплексные ремонтно-реставрационные работы провело ГлавУпДК при МИД России, в чьём ведении это здание, признанное объектом культурного наследия регионального значения, состоит.
Предварительно проводилось всестороннее научное исследование объекта, изучены архивные фотоснимки и графические материалы, разработан и согласован проект реставрации и приспособления, составлены рабочие чертежи по фасадам и интерьерам.
Задач предстояло много.
Первым делом необходимо было укрепить кирпичную кладку фундаментов, наружных стен и сохранившихся сводов. Затем восстановили гидроизоляцию фундаментных стен и укрепили межэтажные перекрытия. Всё домовладение получило самую современную инженерную систему, а также новую систему пожаротушения.
Работы по фасадам включали в себя реставрацию глазурованной плитки типа «кабанчик». Кирпичи, имеющие слишком сильные механические или биологические повреждения, демонтировались, и на основании аналогов на производстве были выполнены точные копии шести различных цветов. После укладки новых плиток на швы нанесли затирку, и далее последовала финишная мойка фасада водой под давлением.
Фасадный шпиатровый декор, венчающий карниз главного дома, гирлянды, меандр сторожки, также подверглись тщательной реставрации. Названные элементы были очищены, затонированы и покрыты особым составом для предотвращения гниения и коррозии.
Отремонтирован ризалит, произведена реставрация уникального светового фонаря балкона. Тщательно пройдены были все изделия, выполненные из чёрного металла, – секции ограды, ворота, ограждение кровли, зонт над главным входом, оконные решётки. Восстановлены исторический цвет и рисунок переплётов оконной столярки.
Крыша. Вот тут понадобилось поменять часть конструкций, поражённых грибком и потерявших несущую способность, а именно, мауэрплатов, стропильных ног, обрешётки. Кровельное покрытие также заменено новым – из оцинкованной стали с сохранением всех габаритов и отметок. Угловой купол, выполненный также из шпиатра, очищен от загрязнений и нескольких слоёв прежней окраски специализированными смывками, швы пропаяны и загерметизированы, а напоследок осуществлена окраска купола согласно цветовому решению фасадов.
Нельзя не упомянуть о реставрации ограды по Глазовскому и Денежному переулкам. В ходе работ были произведены вычинка и укрепление кирпичной кладки пилонов, реставрация их гипсового декора, покраска пилонов в цвет, созвучный колеру фасадов, облицовка цоколя керамической плиткой, приведены в порядок металлические решётки и полотна ворот. А вдоль Денежного переулка дополнительно отреставрировали облицовку столбиков.
Александр Алиев
Прямая речь
Георгий Орлов, главный архитектор ГлавУпДК:– Что касается интерьеров, то прежде всего, следует подчеркнуть, что их изначальный облик был практически полностью утрачен в течение XX века. Поэтому мы постарались максимально сохранить уцелевшие исторические элементы интерьеров, а также тактично воссоздать утраченные, но только при наличие обоснования возможности такого воссоздания и используя аналоги рубежа XIX-XX вв.. Так, были восстановлены раритетная входная лестница из доломита с кованным ограждением, штукатурные потолочные карнизы в парадных помещениях. По историческим аналогам воссозданы паркетные полы и дверные блоки, утраченные лепные потолочные розетки. И, конечно же, всем помещениям вернули аутентичные цвета».