Триумфально завершилась выставка «Тихая моя Родина» народного художника СССР, члена Союза русских художников Валентина Михайловича Сидорова, два месяца проходившая в Корпусе Бенуа Русского музея. Желающих ознакомиться с творчеством художника с ярко выраженным национальным характером оказалось так много, что каталогов не хватило – пришлось подвозить из Москвы. О творчестве мастера размышляют искусствоведы из Санкт-Петербурга, которые провели специальный круглый стол.
Анатолий ДМИТРЕНКО
Народный художник СССР Валентин Михайлович Сидоров вошёл в наше искусство в 1960-е годы вместе с другими, принеся с собой обострённое чувство времени, истории, неугасимого стремления к поискам правды, созидательную творческую энергию и счастливо избежал разрушительных тенденций в искусстве, как это впоследствии случилось с некоторыми. Из крестьянского корневища Тверской земли вырос выдающийся художник и прекрасный писатель. Подобно Александру Довженко, который создал свою «Поэму о море», а ещё раньше знаменитый драматический фильм «Земля», он создал свою поэму о русской деревне, русском поле, о людях на земле, о родной природе. Поэму искреннюю, ясную, исполненную душевного вознесения и художественной гармонии. Человек и художник, Сидоров открыт, искренен, пытлив до всего «чем жив человек». Его восприятие близко рубцовскому.
Ему под стать понятие «быть, а не слыть», быть, а не казаться. Неутомимый труженик в творчестве, в делах общественных, непримиримой борьбе с пошлостью и злом, он остаётся открытым для новых идей, добра, всего, что несёт свет и радость. Он подлинный демиург, способный защитить в человеке и в искусстве человеческое. Он стал мастером благодаря таланту и неизбывному труду.
Сюжеты его работ просты, действенны и притягательны. Им доверяешь, как доверяешь близкому другу, понимаешь, что всё – правда, и, конечно, испытываешь огромное волнение от их сердечности и от того, что они «одрагоценены живописью». Вглядитесь в его холсты – большие и малые. Они выстроены столь безупречно, что не ощущаешь давления конструкции, но воспринимаешь их композиции как естественно возникающие изнутри. Убеждённый реалист по отношению к отечественной традиции, он свободно обращается к приёмам авангарда не как к заданному ходу, а как к творческой находке, которую он ограняет, соизмеряет с жизнью, её законами. Отсюда рождается осмысленная и прочувствованная естественность архитектоники его полотен, придающая им одновременно свободу и цельность. Его письмо то широкое, кроющее, то уподобленное узорочью, с деликатными оттенками, словно окутывающее нас вытканностью поверхности холста с необычайной культурой цвета, а отсюда – эмоциональность пластической выразительности с богатством её интонаций. В них есть и открытость, и магическая тайна сакрального чувства. Кажется, неведомыми путями вобрал он в себя вдохновляющую силу протяжённых полей, круглящихся холмов, сумел передать захватывающее единство «дольнего и горнего», земного и небесного. Подобно древним, он поклоняется высокому небу, бесконечному горизонту, шуму деревьев, бегущим струям дождя и бесконечным в своём движении облакам – то мятущимся, то спокойным и величавым. Его душа будто открывает движение стихиям в различных их проявлениях и состояниях. Он населяет свои картины добрыми, много повидавшими людьми и детишками, доверчиво воспринимающими мир. Его герои разных поколений – его слово художника и литератора о людях земли и земле людей. Его холсты – вдохновенная поэзия прозы. В полотнах Сидорова камерное сочетается с эпическим, большое с малым. Он любит большие пространства и сокровенные уголки природы. Картины его обладают особым композиционным строем, а лучше сказать, неповторимым ладом внутреннего движения, переданного состояния. И в этом – торжество жизни, всего сущего на земле.
Ясное, открытое, душевное искусство Валентина Михайловича сродни музыке Георгия Васильевича Свиридова. Творчество Сидорова – пример благородного служения Отчизне, гуманистическому предназначению искусства.
Руслан БАХТИЯРОВ
Выставка Валентина Сидорова позволила оценить удивительный дар художника, творчество которого ранее было знакомо петербургскому зрителю главным образом по публикациям в каталогах и альбомах, нескольким полотнам в постоянной экспозиции Русского музея. Нельзя обойти стороной и состоявшийся в последние годы показ работ из собраний, где представлены полотна этого мастера (назовём, к примеру, выставку «Реализм XX века из частного собрания», проходившую в этих же залах Корпуса Бенуа в 2012 году). Однако сейчас ценителям искусства выпала счастливая возможность не просто увидеть работы Валентина Михайловича, но и пообщаться с самим автором, чуть ли не каждые выходные (а выставка проходила в течение двух месяцев!) проводившего с ними своего рода творческие встречи. Сам факт проведения таких встреч (практиковавшихся, кстати, на ряде крупных персональных и групповых выставок в Ленинграде), как представляется, особенно важен именно сейчас. Как показала практика живого общения Валентина Михайловича и его зрителя на экспозиции, сейчас как никогда востребована «роскошь общения» с автором, способным поведать нечто значимое о многом, связанном с его личной и творческой судьбой и близком миллионам его соотечественников.
Пожалуй, само содержание творчества Валентина Сидорова, его дар живописца и литератора предполагает именно такое, непосредственное, живое общение с каждым зрителем, посетившим выставку, вне зависимости от его возраста или статуса. Художнику всегда есть что сказать зрителю, – и не только своими работами. И это, наверное, ещё одно доказательство состоятельности самой «литературоцентричной» русской художественной традиции, к которой неизменно обращено творчество Валентина Михайловича... За каждым полотном – своя история, своя судьба, свой сюжет, даже если в самой картине нет действия, нет ни одной человеческой фигуры. Но в этих работах всегда ощутимо присутствие Человека – именно к нему обращено искусство, заставляющее восхищаться простой и чистой красотой родной земли. Даже в излюбленном мастером формате полотна, близком к квадрату, есть ощущение покоя, размышления через созерцание полей, пересечённых синей лентой широкой реки, или неба с медленно плывущими белыми облаками. Потому вполне обоснованы параллели, возникающие при знакомстве с левитановским «Над вечным покоем» и «заглавной» картиной выставки под поэтичным названием «Тихая моя Родина...», пробуждённым к жизни бессмертными рубцовскими строками.
Наталья ГРУБЕ
Выставка позволила по-настоящему полно прочувствовать уникальный дар мастера – способность просто и естественно передать подспудное, трудно выразимое ощущение переживания и «вспоминания» прошлого, которое испытывает зритель при знакомстве с творчеством живописца.
Обращаясь к жанру пейзажа, художник через лаконичные, знакомые каждому образы воспевает красоту природы. И доверительное, радостное или печальное, но всегда гармоничное единение с нею человека. Наиболее ясно эта взаимосвязь человека и природы проявляется в жизни русской деревни, которая занимает центральное место в творчестве Валентина Михайловича и так хорошо ему знакома...
Пейзажные работы Сидорова просты по композиции и в то же время искренни и заключают в своём образном строе размышления и переживания мастера. Темами его работ становятся снежная зима, подтаявшая речка, летняя гроза, шумящий в ветвях деревьев ветер, промозглая осень, бескрайнее небо.
На протяжении всего творческого пути основной мотив его произведений не претерпел значительных изменений. Природа в картинах Валентина Михайловича чиста и прозрачна, пронизана светом и цветом. Пронзительно прекрасен и изменчив белый цвет в зимних пейзажах художника («Зимняя дорога. Вёрсты», 1958; «С гор вода», 1959). Все оттенки синего и белого перекликаются в изображении бескрайнего неба, встречающегося с землёй где-то далеко, за горизонтом («Тишина», 1971).
Цвет в картинах Сидорова «отвечает» за создание настроения, а линия акцентирует заключённые в них узловые, содержательные моменты избранного сюжета или мотива. Так, акцентируя внимание зрителя на вертикальных линиях борозд для посева картофеля и горизонтальных линиях дома и реки на заднем плане, и тем самым не давая взгляду скользить в глубину, поднимая линию горизонта, высвечивая фигуры крестьянки и девочки в центре картины, подчёркивая жест руки крестьянки тенью, художник создаёт ощущение монументальности («На тёплой земле», 1962), даже эпичности происходящего.
Диана СУРВИЛАЙТЕ
Каждая картина мастера – это история, рассказанная художником, но не просто история-повествование, а история-переживание. Валентин Сидоров переживает вместе со своими героями, а значит, живёт их чувствами, их мыслями, их действиями.
Картина «Ненастье» была написана в 1955 году. Художник трактует пространство планами с помощью чётких прямых линий. Запах озона, витающий в воздухе, чувство тяжести грязи – всё это создаёт ощущение вхождения в картину, сопричастности зрителя сюжету будничной деревенской жизни, которую воспевает Валентин Сидоров. Присущая ему чуткость кисти заключена, например, в том, как звучно написана капающая с крыши дождевая вода. Его внимательность к сюжету, удивительная наблюдательность проявляются во всём: в композиционном построении, в реалистичности изображения, даже промокшие нахохлившиеся курицы обладают своим характером.
Особое внимание на выставке привлекает живописная работа «Гори, гори ясно» (1960–2008), которую художник, по его собственным словам, писал «всю свою жизнь», достигая колористического совершенства с помощью многочисленных этюдов. На холсте, образуя ритмичную круговую композицию, изображены играющие дети. Ритмичность передаётся с помощью характера движущихся фигур, одновременно образующих и отдельные группы, и соединяющихся в единое целое. «Я хотел посоревноваться с Матиссом», – говорит Валентин Сидоров о своей работе. Но в отличие от «Танца» Матисса перед взором предстают реальные маленькие герои, каждый из которых проявляет свой характер, даже семья, в которой они живут, читается по поведению детей, по детским ботиночкам, по ситцевым платьям и платочкам. Ключевую роль в картине играет жест, одновременно точный и обобщённый.
Пространство в полотнах мастера цвета кажется озарённым чистым светом в час вечернего заката – сложнейшего состояния природы, которое уловила кисть мастера. Мягкие цветовые переходы изображают последние лучи заходящего солнца и неописуемую красоту неба, которое не написано на холсте, но незримо присутствует в картине.
Анастасия САВОСТЬЯНОВА
Валентин Михайлович Сидоров – народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и Российской Федерации, член президиума Российской академии художеств, председатель правления Союза художников России, президент Международной конфедерации Союза художников стран СНГ... Можно перечислить все звания, которыми отмечено творчество Валентина Михайловича, но этого будет слишком мало для того, чтобы рассказать об этом художнике. Когда смотришь на его картины, то видишь самое главное его достижение – мастер смог попасть в самое сердце и простому, и искушённому зрителю, задеть что-то внутри каждого человека. Что же так сильно действует на нас, проникает в самое сердце? Осенняя выставка работ Валентина Михайловича дала каждому внимательному посетителю возможность по-своему почувствовать что-то одно, большое и единое для всех, позволила окунуться в бездонную глубину работ художника и оторваться хоть на какое-то время от шумного ритма жизни.
Воспоминание о детстве, которого не вернуть. Лишь оно и способно было заметить бескрайнее небо над головой, манящие просторы полей, длинную просёлочную дорогу, бушующий ливень, приятный прохладный ветерок, внезапно переходящий в неистовствующую бурю и такое же резкое затишье с появляющимся из-за тучи ласковым солнышком – это всё есть в работах Валентина Михайловича. Художник создаёт образы русской природы, определяя человеку роль созидателя, замечает, казалось бы, не заслуживающие внимания детали, которые и создают весь окружающий мир. Это тонкое чувство художника, способность видеть важное в простом и обыденном, усиливает в его произведениях воздействие на самые сокровенные струны человеческой души.
Сам Валентин Михайлович, рассказывая о том, как он создаёт свои произведения, говорит о волнении. Волнение даже не перед самим холстом, а перед своим замыслом. Это именно то, что передаётся зрителю в первую очередь. Сидоров не передаёт на полотне реалистичную красоту природы, он создаёт современную реалистическую живопись, главной задачей которой является не только и не столько изображение действительности, сколько создание художественного образа, передающего ощущение сопричастности.
Яна АЛЕКСАНДРОВА
В детстве у меня была любимая открытка, на которой были изображены мальчишки, играющие в футбол. Я, конечно, тогда не знала, кто автор этой картины. Но она мне нравилась и стала одной из любимых картин. Когда я её разглядывала, детское воображение рисовало игру в футбол: я видела, как летит мяч в воображаемые ворота между двумя сараями, как он улетает за сарай, как за ним бегут мальчишки, как огорчённый вратарь пинает землю, а один из мальчишек бросает кепку на землю. Вдруг неожиданно начинается дождь, мальчишки быстро уезжают на велосипедах, а девочки, звонко смеясь, схватив кукол и прикрывшись платочками, бегут домой. Остаётся только мальчик, грустно стоявший в стороне, да ещё мячик в тёплой луже между двух сараев: оба совершенно забытые. Эта открытка после многочисленных переездов потерялась. Каково было моё удивление, когда в издании, посвящённом выставке Валентина Сидорова «Тихая моя родина...» я увидела мою любимую картину из детства. Это холст под названием «Возле старых сараев», написанный в том же 1975 году. Мне кажется, это одна из его лучших работ. Она поражает композиционными находками: силуэты домов, позы детей, линия горизонта, даже пустота между сараями, которые служат штангами импровизированных ворот – всё очень точно выстроено, ничего не хочется «передвинуть». Как точно и тонко автор передаёт атмосферу игры! Наверное, это особое художественное чутьё, которым мастер одарён от природы.
Геннадий МОРОЗОВ
Работы художника – живое свидетельство смены эпох. И само творчество Валентина Михайловича вмещает в себя период истории, не только по достоинству не оценённый, но и подвергшийся мощному воздействию фальсификаторов от политики, экономики, истории... Переходя от картины к картине, я словно окунулся в добрый мир детства, когда всё вокруг кажется созданным только для тебя. Я окунулся в мир воспоминаний, и это не была ностальгия по героическому, восхитительному и прекрасному, что было так характерно для послевоенной эпохи. Я как будто обнаружил где-то на дне сокровенного отцовского сундучка, сработанного его руками, свою затерянную тетрадку, мой первый опыт ведения дневника. Ещё были живы настоящие фронтовики, победители, многие из них были инвалидами – но до чего ж весёлыми и красивыми были эти люди... Где-то далеко в столице, абсолютно не задевая наших повседневных мальчишеских забот (школа, помощь родителям в огороде, по дому, лапта и футбольные баталии до темноты); из скупых и солёных реплик мужиков-фронтовиков мы, ребятня пятидесятых, узнавали правду жизни, понимая, что происходит что-то несправедливое, ложное, разрушительное. Но воины Великой Победы к тому времени уже осиротели, ушёл Генералиссимус, Верховный главнокомандующий, и некому уже принять их последний парад. И о них напомнили мне работы художника. На его картинах нет храмов, но все они полны подлинной веры, потому что сама природа во всех её красках, смене времён года пронизана божественным бытием и подчинена Создателю. Его работы напомнили ещё и о том состоянии ожидания чуда, которое было так характерно для этого времени. И это чудо пришло: солнечным незабываемым утром 12 апреля 1961 года.