В огромной сети российских железных дорог есть одна главная – и споров вокруг этого утверждения быть не может. Она в истории наших путей сообщения – как гвардия. Не случайно первыми проехали по ней именно гвардейцы.
Октябрьская, она же Николаевская, железная дорога. Она была главной в Российской империи, в Советском Союзе и с честью сохраняет этот статус в современной России.
Это случилось 170 лет назад. 14 августа 1851 года по только что построенной уникальной двухпутной Петербурго-Московской железной дороге от Николаевского вокзала Северной столицы до Николаевского вокзала Первопрестольной прошли первые составы. В их вагонах с комфортом располагались по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков – элитных сил русской регулярной армии, полков, которые формировал и готовил лично первый российский император – Пётр Великий, славный революционер на троне. Медики высказывали сомнения: не повредит ли здоровью защитников отечества столь долгий путь по чугунке? Однако гвардейцы, известные храбрецы и жуиры, доехали до Москвы без неприятных происшествий, скоротав время в весёлых беседах и песнях. Многие вспоминали, что ещё недавно между двумя столицами империи простирались непроходимые глухие леса. И вот – чугунка, пронзившая и ускорившая главный путь страны. Замечательная дорога, которую строили «с запасом», и она могла выдержать интенсивное ежедневное движение. В Москве воинов по традиции встречали с оркестром и с цветами, на которые щедр московский август. Мощное гвардейское «Ура!» потрясало окрестности Каланчёвки – будущей Комсомольской площади. Для публики главными героями этого технического свершения были именно герои-военные.
Эта страница нашей истории сродни первым дальним перелётам авиации, открытию Московского метрополитена или освоению Сибири русскими казаками. Прорыв в будущее, качественно изменивший к лучшему жизнь в огромной стране. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут. Тогда такая скорость производила сильное впечатление.
16 августа по дороге проехал главный пассажир – император Николай I. Он остался доволен необычным путешествием. Протяжённость Николаевской магистрали составила почти 650 километров – грандиозный размах по тем временам. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной для всех железных дорог Российской империи. Многим известно, что наша главная дорога – прямая почти на всём протяжении. Небольшой изгиб некоторое время был только в районе станции Веребье, и, согласно известной, но неправдоподобной легенде, именно там на карте отпечатался палец Николая I, который скрупулёзно проводил маршрут по линейке. Линейка была, но палец не помешал царю-инженеру!
Осенью, с 1 ноября, по дороге началось регулярное движение. С тех пор поездами, курсировавшими между двумя столицами, пользовались тысячи и тысячи человек. Для кого-то это было просто экзотическим развлечением – проехаться по России с небывалой скоростью. А многие, как это всегда и всюду бывает, всерьёз побаивались технической новинки. В дороге нередко слышался восхищённый молодецкий крик офицеров и оханье барышень.
Девять лет страна возводила эту магистраль. Строительство Петербурго-Московской железной дороги обошлось казне в астрономические 67 миллионов рублей. Работали, тянули лямку напряжённо, мучительно, но неуклонно. «Труд этот, Ваня, был страшно громаден», – многим из нас памятны эти некрасовские строки. Действительно, на сооружении пути трудились до 60 тысяч человек. По тем временам – целая армия, и немалая. Громаден, иногда жесток оказался труд, но не напрасен. Для русских инженеров-железнодорожников строительство этой дороги стало настоящим университетом. Ведь их было мало – специалистов, ставших нашими учителями, приходилось выписывать из Европы. Тем не менее во время строительства будущей Николаевской дороги зародилась русская инженерная школа, которая через два-три поколения стала передовой. Все строители первой нашей великой чугунки достойны доброго слова – от императора до министра, от главного инженера до землекопа. И колоссальные деньги, потраченные на строительство великой трассы, не пропали даром и «работают» до сих пор! Конечно, магистраль постоянно модернизируется, на ней внедряются самые современные технологии, но основа-то построена именно тогда, 170 лет назад!
Самая первая русская железная дорога – Царскосельская – была в известном смысле светской забавой, изящной технической игрушкой. Её протяжённость в 27 километров несравнима с масштабом трассы, которая «заработала» в августе 1851 года. Николаевская дорога, связавшая две столицы, стала первым индустриальным и массовым железнодорожным направлением в нашей стране. Мы не сильно преувеличим, если скажем, что именно с этого большого государственного проекта началась новая Россия, глобальная веха в нашей истории. Веха, тесно связанная с более энергичным развитием индустрии. Наступало время новых скоростей и технических побед, подхваченное инженерами и управленцами нашего ХХ века.
Н. ЩАПОВ / ГЛАВАРХИВ МОСКВЫ
Рельсовый маршрут между двумя столицами стал (и остаётся в наше время) эстетическим, архитектурным шедевром. Архитекторы – и прежде всего Константин Тон – создали единый образ огромного, широко протяжённого пространства, подчеркнув извечную связь, которая проходит между нашими двумя главными городами. Единый стиль прочитывается и в главных вокзалах Москвы и Петербурга, и в небольших станционных корпусах, которых на этом пути десятки.
Современная Октябрьская дорога (так теперь называется бывшая Николаевская) гораздо длиннее первоначальной. Она простирается от Москвы далеко на северо-запад, охватывая огромное пространство.
С праздником, главная магистраль страны! И пускай этот день станет знаменательным для каждого гражданина России, высоко ценящего технический прогресс. Дорога из позапрошлого века прямиком доставит нас и в далёкий XXII! Она будет необходима всегда. Меняются скорости, наша жизнь тоже неузнаваемо изменилась: электричество, телефоны, интернет – без всего этого уже невозможно представить Октябрьскую железную дорогу, истоки которой берут начало из далёкого августа 1851-го...
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»