Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 августа 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Дорога из позапрошлого века

От Питера до Москвы

25 августа 2021
Поезд на мосту Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Начало ХХ века

В огромной сети российских железных дорог есть одна главная – и споров вокруг этого утверждения быть не может. Она в истории наших путей сообщения – как гвардия. Не случайно первыми проехали по ней именно гвардейцы.

Октябрьская, она же Николаевская, железная дорога. Она была главной в Российской империи, в Советском Союзе и с честью сохраняет этот статус в современной России.

Это случилось 170 лет назад. 14 августа 1851 года по только что построенной уникальной двухпутной Петербурго-Московской железной дороге от Николаевского вокзала Северной столицы до Николаевского вокзала Первопрестольной прошли первые составы. В их вагонах с комфортом располагались по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков – элитных сил русской регулярной армии, полков, которые формировал и готовил лично первый российский император – Пётр Великий, славный революционер на троне. Медики высказывали сомнения: не повредит ли здоровью защитников отечества столь долгий путь по чугунке? Однако гвардейцы, известные храбрецы и жуиры, доехали до Москвы без неприятных происшествий, скоротав время в весёлых беседах и песнях. Многие вспоминали, что ещё недавно между двумя столицами империи простирались непроходимые глухие леса. И вот – чугунка, пронзившая и ускорившая главный путь страны. Замечательная дорога, которую строили «с запасом», и она могла выдержать интенсивное ежедневное движение. В Москве воинов по традиции встречали с оркестром и с цветами, на которые щедр московский август. Мощное гвардейское «Ура!» потрясало окрестности Каланчёвки – будущей Комсомольской площади. Для публики главными героями этого технического свершения были именно герои-военные.

Эта страница нашей истории сродни первым дальним перелётам авиации, открытию Московского метрополитена или освоению Сибири русскими казаками. Прорыв в будущее, качественно изменивший к лучшему жизнь в огромной стране. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут. Тогда такая скорость производила сильное впечатление.

16 августа по дороге проехал главный пассажир – император Николай I. Он остался доволен необычным путешествием. Протяжённость Николаевской магистрали составила почти 650 километров – грандиозный размах по тем временам. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной для всех железных дорог Российской империи. Многим известно, что наша главная дорога – прямая почти на всём протяжении. Небольшой изгиб некоторое время был только в районе станции Веребье, и, согласно известной, но неправдоподобной легенде, именно там на карте отпечатался палец Николая I, который скрупулёзно проводил маршрут по линейке. Линейка была, но палец не помешал царю-инженеру!

Осенью, с 1 ноября, по дороге началось регулярное движение. С тех пор поездами, курсировавшими между двумя столицами, пользовались тысячи и тысячи человек. Для кого-то это было просто экзотическим развлечением – проехаться по России с небывалой скоростью. А многие, как это всегда и всюду бывает, всерьёз побаивались технической новинки. В дороге нередко слышался восхищённый молодецкий крик офицеров и оханье барышень.

Девять лет страна возводила эту магистраль. Строительство Петербурго-Московской железной дороги обошлось казне в астрономические 67 миллионов рублей. Работали, тянули лямку напряжённо, мучительно, но неуклонно. «Труд этот, Ваня, был страшно громаден», – многим из нас памятны эти некрасовские строки. Действительно, на сооружении пути трудились до 60 тысяч человек. По тем временам – целая армия, и немалая. Громаден, иногда жесток оказался труд, но не напрасен. Для русских инженеров-железнодорожников строительство этой дороги стало настоящим университетом. Ведь их было мало – специалистов, ставших нашими учителями, приходилось выписывать из Европы. Тем не менее во время строительства будущей Николаевской дороги зародилась русская инженерная школа, которая через два-три поколения стала передовой. Все строители первой нашей великой чугунки достойны доброго слова – от императора до министра, от главного инженера до землекопа. И колоссальные деньги, потраченные на строительство великой трассы, не пропали даром и «работают» до сих пор! Конечно, магистраль постоянно модернизируется, на ней внедряются самые современные технологии, но основа-то построена именно тогда, 170 лет назад!

Самая первая русская железная дорога – Царскосельская – была в известном смысле светской забавой, изящной технической игрушкой. Её протяжённость в 27 километров несравнима с масштабом трассы, которая «заработала» в августе 1851 года. Николаевская дорога, связавшая две столицы, стала первым индустриальным и массовым железнодорожным направлением в нашей стране. Мы не сильно преувеличим, если скажем, что именно с этого большого государственного проекта началась новая Россия, глобальная веха в нашей истории. Веха, тесно связанная с более энергичным развитием индустрии. Наступало время новых скоростей и технических побед, подхваченное инженерами и управленцами нашего ХХ века.

vokzal450.jpg
Николаевский вокзал в Москве, 1902 год
Н. ЩАПОВ / ГЛАВАРХИВ МОСКВЫ

Рельсовый маршрут между двумя столицами стал (и остаётся в наше время) эстетическим, архитектурным шедевром. Архитекторы – и прежде всего Константин Тон – создали единый образ огромного, широко протяжённого пространства, подчеркнув извечную связь, которая проходит между нашими двумя главными городами. Единый стиль прочитывается и в главных вокзалах Москвы и Петербурга, и в небольших станционных корпусах, которых на этом пути десятки.

Современная Октябрьская дорога (так теперь называется бывшая Николаевская) гораздо длиннее первоначальной. Она простирается от Москвы далеко на северо-запад, охватывая огромное пространство.

С праздником, главная магистраль страны! И пускай этот день станет знаменательным для каждого гражданина России, высоко ценящего технический прогресс. Дорога из позапрошлого века прямиком доставит нас и в далёкий XXII! Она будет необходима всегда. Меняются скорости, наша жизнь тоже неузнаваемо изменилась: электричество, телефоны, интернет – без всего этого уже невозможно представить Октябрьскую железную дорогу, истоки которой берут начало из далёкого августа 1851-го...

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS