40 лет назад, в октябре 1984 года, на БАМе готовились к открытию сквозного движения поездов по Байкало-Амурской магистрали.
Газеты наперебой писали об уникальности новой трассы, 65 процентов которой удалось проложить по вечной мерзлоте. Западный участок дороги – это горы, восточный – болота. БАМ пересёк 11 полноводных рек, среди которых могучая Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма. Страна получила самый короткий железнодорожный путь к Тихому океану, многое связавший воедино, и возможность дальнейшего развития неосвоенных, но необычайно перспективных для роста промышленности территорий. Без железной дороги всё это было отгорожено от человека, от цивилизации, магистраль же открывала огромные перспективы для экономического подъёма страны.
Железнодорожное сообщение остро необходимо там, где добываются руды, золото и горючее, где строятся новые предприятия. Не случайно форсированное строительство магистрали начиналось с многолетней работы геологов, в ходе своих экспедиций доказавших, что этот малоизученный край хранит сокровища. В окрестностях железной дороги планировалось построить 9 территориально-промышленных предприятий-гигантов, которые должны были дать новый толчок отечественной экономике. Вокруг БАМа экономисты наметили 11 территориально-производственных комплексов: нефтегазовый, топливный, металлургический, лесоперерабатывающий, сельскохозяйственный и др. Увы, в срок успели закончить только один – Южно-Якутский угольный. Потом много лет правительству было не до этого: слишком много обнаружилось прорех в перестроечные годы – по всем направлениям жизни. О сокровищах бамовского региона как будто позабыли.
О всех богатствах тех земель сразу и не расскажешь. Например, в 300 км от Усть-Кута расположилось Непское месторождение с огромными запасами солей калия. Условия добычи там сложные, но роль этих запасов в будущем будет только возрастать. Нельзя не вспомнить и Молодёжное месторождение хризотил-асбеста в 25 км от станции Таксимо, золотоносные месторождения в бассейнах рек Витим, Алдан, Зея. Уникальным признано месторождение золотосодержащих руд в Сухом Логе – в Бодайбинском районе Иркутской области. Его открыли в 1961 году. По оценкам специалистов, там «спрятано» 28% от всех запасов золота в России.
В прежние годы многие на БАМе помнили такой случай. Некий ответственный работник поехал в командировку на строительство магистрали. Сын попросил его привезти на память о БАМе камень. Перед отъездом чиновник подобрал на дороге камушек, а в Москве, очистив его от щебня, отец и сын увидели яркий блеск. Там оказались вкрапления золота – промышленного характера.
И это не редкость в бамовских краях. Уже в разгар строительства магистрали экспедиция знаменитого геолога Василия Васильевича Домчака нашла в 110 км от Тынды месторождение золота, которое так и назвали – Бамским. Суммарные запасы золота там оцениваются в 107,5 тонны. Придёт время – и на Бамском непременно будут добывать и золото, и серебро.
В ближних и дальних окрестностях Байкало-Амурской магистрали обнаружено несколько месторождений свинцово-цинковых руд, содержащих около 80% всех аналогичных разведанных запасов страны. Можно было бы и дальше продолжить этот реестр сокровищ, которые нужно, в соответствии со словами Николая Добронравова, «взять из-под земли», но вернёмся к реалиям. Сегодня на БАМе в серьёзных масштабах добывают уголь, медь, нефть, газ. Производство развивается параллельно со строительством новых веток и модернизацией прежних. И без преувеличения будущее России зависит от того, насколько рачительно мы будем использовать кладовую БАМа. С умом, со стратегическим расчётом на десятилетия вперёд. Бамовский край не любит скоропалительных решений, преследующих цель быстрой и лёгкой наживы.
«Для развития экономики зоны БАМа, несомненно, будет иметь большое значение наличие месторождений нефти и газа в пределах Непского свода на севере Иркутской области, где, кроме того, выявлены крупные запасы калийных солей. Однако далеко не все они освоены, в частности, в Иркутской области – месторождение золота Сухой Лог, в Читинской области – Удоканское месторождение медных руд и Чинейское месторождение комплексных железо-ванадий-титановых руд», – когда-то сетовал академик Евгений Козловский. Выдающийся геолог и самый молодой министр в правительстве Алексея Косыгина, которое запустило строительство БАМа, он лучше других знал, что на севере Читинской области сконцентрированы уникальные месторождения угля, меди, железных и редкометалльных руд. В последние годы работа в этом краю оживилась, но главное предстоит сделать в ближайшей перспективе. Пройдут десятилетия – и многие стратегические виды минерального сырья станут ещё более дефицитными, чем сегодня. Поэтому первое, что необходимо развивать, чтобы вокруг месторождения открывались новые предприятия, – это железные дороги. Бамовская основа определяет судьбу края.
В трудные 1990 е годы Министерство путей сообщения взяло на себя инициативу по строительству подъездных путей от БАМа непосредственно к известным месторождениям: они не разрабатывались, но всё-таки существовали! Это было глубоко патриотическое решение профессионалов-железнодорожников, которые очень точно определили перспективы развития огромного региона, сложившегося вокруг магистрали. Дело тянулось долго, но в 2001 году была наконец сдана в эксплуатацию ветка от Новой Чары до станции Чина, что у подножия Удокана в Читинской области. Тогда же строили и дорогу к Эльгинскому месторождению – а это крупнейшие в России залежи коксующегося угля.
Эта работа продолжается и сегодня: богатых залежей в окрестностях магистрали много, потому и новых веток требуется не меньше.
«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце» – одно из известных правил нашего космического конструктора, академика Сергея Королёва. Его формула распространяется и на БАМ. Когда-нибудь – и это время не за горами – сбудутся мечты тех, кто задумывал магистраль в начале 1970 х. В этой области не бывает неосуществимых планов, только неосуществлённые. Поблизости от разведанных месторождений возникнут новые города и рабочие посёлки, крупнейшие горнодобывающие предприятия, даже если сегодня это кажется чем-то из области невероятного. И как бы ни складывались судьбы этого восточного края России, магистраль останется транспортной основой огромной и богатейшей страны.