Вехой в истории стала первая русская железная дорога – из Петербурга в Царское Село. Ещё более значительным событием оказалось последующее открытие чугунки из Петербурга в Москву. Но не менее важным моментом для современников было и строительство магистрали Москва – Нижний Новгород.
В XIX веке и в Западной Европе, и в России художники не могли пройти мимо железнодорожной темы. Достаточно вспомнить знаменитое полотно Уильяма Тёрнера «Дождь, пар и скорость» (1844). В России, пожалуй, самую проникновенную «железнодорожную» картину создал крестьянский сын, ученик иконописца, Василий Пукирев (1832–1890). Жанрист, портретист, иконописец, Пукирев познал шумную славу, которая выпала на долю самой известной его картины – «Неравный брак» (1862). Кому в России неизвестна эта остроумная композиция? Он стал известнейшим художником, достиг академических регалий и громкой славы, но умер в забвении и бедности… Впрочем, картину «Строительство железной дороги» он создавал в свои лучшие, счастливые годы.
Строительство железной дороги было одним из прорывных проектов своего времени. Первые поезда, переносившие путешественников из Петербурга в Царское Село, а затем и в Москву, воспринимались как чудо. В 1843 году был учреждён специальный комитет под руководством инженера Павла Мельникова для разработки «общего плана всем путям, как водяным, так и сухопутным». Вскоре возникла идея строительства железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Император Николай I, придававший большое значение Нижегородской ярмарке, поддержал это начинание, но строительные работы начались только после Крымской войны, в 1857 году. Строили сравнительно быстро. Открыли железную дорогу 1 августа 1862 года. Путь из Москвы в Нижний Новгород через Владимир составил 410 верст. Поездка из Москвы в Нижний занимала чуть больше 15 часов зимой и 14 часов 35 минут летом. Грузовой поезд затрачивал на этот путь 23 часа.
Среди строителей этой железной дороги стоит вспомнить Андрея Ивановича Дельвига – двоюродного брата поэта и редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига. За несколько лет удалось построить 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские, несколько жилых корпусов и больниц для рабочих… Главным ремонтным центром на магистрали стал город Ковров. Первым начальником дороги стал Иван Фёдорович Кёниг.
Московско-Нижегородская магистраль – после Царскосельской и Николаевской – стала третьей по счёту железной дорогой в России. К 1870-м годам, когда Пукирев создавал свою картину, к этому чуду привыкли. Никто уже не боялся грохота составов и чёрного дыма, валившего из паровозных труб. Экономическое значение этой дороги трудно переоценить: она соединила столицу с Поволжьем. Дорога проходила по Московской, Владимирской, Нижегородской губерниям.
В своё время один из учителей Пукирева – художник Сергей Зарянко – создал портрет Мельникова, тогда министра путей сообщения… Зарянко и ввёл Пукирева в круг железнодорожников. Художник получил заказ: отобразить историю строительства.
Нижний долго ждал своего поезда. Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к тридцатым годам XIX века. Многие (и в их числе – Александр Сергеевич Пушкин) считали, что железную дорогу из Москвы в Нижний необходимо строить в первую очередь, а Петербург подождёт.
Экономическое значение города в начале XIX века росло как на дрожжах. В 1817 году традиционная стихийная ярмарка, проходившая в Нижнем с давних пор, превратилась в организованную биржу, крупнейший в Европе центр розничной и оптовой торговли. В город пришла цивилизация. Для ярмарки устроили санитарно-технические помещения, построили первую в России подземную сводчатую канализацию. Не хватало только железной дороги… В годы расцвета ярмарки ежегодно туда приезжало около 15 тыс. купцов, в том числе порядка 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии. А вообще на Нижегородскую ярмарку из года в год съезжалось до 200 тыс. человек. При этом население Нижнего Новгорода составляло менее 20 тысяч. Главными статьями торговли традиционно оставались хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные изделия, шёлк, строительные материалы. Ярмарка прекратила существование в 1917-м. Затем возобновилась в годы НЭПа (1921–1929). Кроме того, Нижний становился промышленным центром и центром хлебной торговли, которой помогала Волга-матушка. Как такому городу прожить без железной дороги?
Автор «Неравного брака» обратился к истории строительства магистрали. В его композиции нет ни мощных паровозов, ни закопчённых кочегаров. Тихая равнина, почти безлюдная провинция, понуро движутся гужевые повозки. Скоро им на смену придут мощные локомотивы. Художник не прибегает к публицистическим образам в духе Николая Некрасова, вскрывавшего (быть может, с перехлёстом) оборотную сторону строительства железной дороги. Помните?
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Картина Пукирева тоже построена на контрастах. Безмятежная сельская идиллия, напоминающая рисунки на изящных фарфоровых тарелках, – и нелёгкий труд железнодорожных рабочих. Пукирев показывает их работу без надрыва, но реалистично. Условия труда были спартанские: жили строители в наскоро сколоченных бараках и землянках, работали по 12–14 часов в сутки. И это были не только вольнонаемные рабочие, но и зачисленные «по принудительному найму». Всё это ощущается, если сосредоточенно вглядеться в пукиревскую композицию.
Поблёскивают на солнце новенькие рельсы, произведённые на только что открытом Камско-Воткинском заводе. Скоро эти тихие окрестности преобразятся. Помчатся поезда, возникнут станции, вокруг них начнётся торговля и новое строительство. Нижний и Владимир станут ближе к Москве. Этим они обязаны железной дороге. А её строительство воспел смиренный живописец Василий Пукирев.
ФАКТ
В 1893–1895 годах Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой.
Современная Горьковская железная дорога (ГЖД) – один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги».
Нижегородский вокзал, фото конца XIX века