Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 июля 2025 г.
  4. № 29 (6993) (23.07.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Дорога в Потсдам

На важнейшие для всего мира конференции Сталин добирался поездом

23 июля 2025
Литерный поезд, доставивший И.В. Сталина в Потсдам, июль 1945 года

Арсений Замостьянов, 

заместитель главного редактора журнала «Историк»

80 лет назад в Германии на много десятилетий вперёд решались судьбы мира: на развалинах Третьего рейха открылась третья и последняя конференция представителей держав – победителей во Второй мировой войне – встреча Большой тройки. Она уже собиралась – в Тегеране, в Ялте… В июле 1945 года рандеву в Потсдаме снова готовила советская сторона. 

Поезд для Сталина

В разрушенном Берлине не нашлось достойного помещения для переговоров, поэтому для конференции отвели дворец Цецилиенхоф – бывшую резиденцию кронпринца Вильгельма в Потсдаме, в двадцати километрах от Берлина. Сапёры, ремонтные рабочие, садовники, железнодорожники в кратчайшие сроки подготовили всё, что необходимо для встречи высочайшего уровня. Из Москвы прибыли даже пожарные. За охрану гостей лично отвечал нарком внутренних дел Сергей Круглов. Впрочем, сначала советская делегация должна была прибыть в Потсдам, что выглядело делом отнюдь не простым. Для Иосифа Виссарионовича Сталина это был всего лишь второй выезд за границу после 1917 года: до революции он несколько раз ненадолго посещал Европу для участия в партийных форумах. В декабре 1943 года выезжал в Иран, на Тегеранскую конференцию. Летать самолётом Сталин не любил, союзникам объяснял, что врачи рекомендуют ему воздерживаться от полётов. Для дальних путешествий оставалась одна возможность – железная дорога.

828 км железнодорожного пути от границы СССР до Потсдама заранее перешили на отечественную широкую колею. 25 июня открылось регулярное пассажирское сообщение Москва – Берлин, в ходе рейсов машинисты обкатывали путь, по которому вскоре должны были двинуться в Германию поезда особого назначения.

Составу предстояло преодолеть более тысячи километров. Поезд сформировали из восьми спальных и трёх салон-вагонов. Впрочем, поездов было три: впереди и сзади следовали составы, в которых преимущественно ехала охрана. Отвечал за благополучную поездку нарком путей сообщения Иван Ковалёв, ехавший вместе со Сталиным. Состав вождя с запасом обеспечили продовольствием и горючим, позаботились о радиосвязи и шифровальщиках. Тщательно, до нюансов, продумали вопросы безопасности, поскольку путешествие могло оказаться рискованным: после капитуляции нацистов прошло меньше двух с половиной месяцев, и в Германии, Польше, да и на западных рубежах Советского Союза ещё можно было наткнуться на гитлеровцев, не сложивших оружие. Для охраны путей выделили более 17 тысяч сотрудников НКВД – они заранее проводили учения во время прохождения советских поездов в Европу. На каждом километре дороги от Москвы до Бреста дежурили по пять человек, а на территории Польши и Германии – по одному на каждые 100–125 метров.

Машинист вождя Виктор Лион

Виктор Лион и Николай Кудрявкин, которых называли личными машинистами Сталина, досконально проверили техническое состояние локомотивов. Они даже провели пробный поезд до Берлина и обратно. По предложению машинистов в Белоруссии вместо мощного паровоза СО состав должен был тянуть американский тепловоз Да20 27 – не в последнюю очередь из соображений безопасности. Машинисты рассудили, что при заправке паровоза на остановках диверсанты могли бы подбросить взрывчатку, замаскированную под уголь. Хотя именно в СССР в 1924 году был создан первый в мире магистральный тепловоз, в годы войны их выпуск был временно прерван – вот и пришлось прибегнуть к услугам «американца».

Путешествие в салон-вагоне

Сталин не так уж часто надолго покидал Москву. Как истинный политик, он использовал ситуацию, чтобы своими глазами посмотреть на города и сёла, разрушенные войной, – из окна поезда и во время стоянок. В поезде проводились совещания. Когда поезда двигались по территории Белоруссии, Сталина сопровождал первый секретарь ЦК КП(б)Б, председатель Совнаркома республики Пантелеймон Пономаренко. Им было что обсудить. Война дважды прошлась катком по белорусским городам и весям, их предстояло восстанавливать из руин. Пономаренко рассказал вождю, что уже отстроены тысячи зданий, в первую очередь возводились школы и детские дома. Но рабочих рук, конечно, не хватает. Сталин вышел на минском вокзале, поглядел на развалины города-героя. Ковалёв вспоминал, что именно в тот день, в вагоне, Сталин принял решение строить в столице республики крупный тракторный завод, чтобы Минск стал промышленным центром, – в Советском Союзе всё начиналось с индустрии.

Так выглядел вагон с салоном для совещаний сталинского поезда

После Минска Сталин обратил внимание, что за окном не заметно задымления. На одной из станций даже заглянул в кабину тепловоза. «Доедем мы на этой машине до Берлина?» – спросил он у Кудрявкина. «Не только до Берлина, но и обратно в Москву вернёмся, товарищ Сталин». Чрезвычайный пассажир отметил, что машинисты не лукавят, когда высоко оценивают возможности тепловоза. Локомотивная бригада запомнила его вердикт: «Хорошая машина».

Пожалуй, самым трудным участком для поезда особого назначения стала река Одер. Фундаментальный железнодорожный мост был уничтожен во время недавних боёв, а новый навели, как говорится, на скорую руку. При подъезде к путепроводу пришлось резко снизить скорость, задымились тормозные колодки. Помощник машиниста Василий Иванов высунулся из кабины, чтобы осмотреться, зацепился за мачту семафора и выпал из кабины. Пришлось экстренно остановить поезд и доставить помощника машиниста в санитарный вагон. Травма оказалась лёгкой, через неделю он вернулся к своим обязанностям. От Сталина не стали скрывать этот инцидент, он интересовался здоровьем Иванова.

До Берлина поезд добрался плавно и надёжно. Оттуда Сталин без лишних церемоний поехал в Потсдам. 17 июля во дворце Цецилиенхоф открылась конференция. Советская сторона подготовила её безукоризненно. Ничто не мешало политикам спорить, искать компромиссы и принимать решения. 2 августа конференция завершилась, и советская делегация отправилась в обратный путь – в том же проверенном поезде.

Главные действующие лица Потсдамской конференции. ИТАР-ТАСС

Возвращение из Потсдама прошло без нештатных ситуаций, если не считать сущей мелочи, на которую обратили внимание мемуаристы. В Москве стояла дождливая погода, и комендант поезда дал указание остановить состав так, чтобы Верховный мог сразу спуститься на ковровую дорожку. Однако «ювелирная парковка» не удалась: строго следуя сигналам регулировщика, машинист остановил состав чуть поодаль от ковра. Впрочем, для Сталина это не имело серьёзного значения. Куда важнее было другое – после его поездки в Потсдам в Советском Союзе приступили к массовому производству тепловозов. 

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Горели факелом, но не сдавались

    16.07.2025
  • Доктор архитектуры

    16.07.2025
  • Русская история на «Книжных аллеях»

    16.07.2025
  • Великая радость

    16.07.2025
  • Будь впереди своих солдат...

    16.07.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Презентация Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS