Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Дороги Льва Пунина

Уникальная судьба этого человека вместила несколько эпох

23 марта 2023
Лев Пунин, фото 1917 года

Этот человек за несколько лет до начала Великой Отечественной предсказал, с какими задачами и проблемами придётся столкнуться железнодорожникам во время войны.

Будущий военный историк Лев Пунин родился в семье военного врача Николая Михайловича Пунина, немало сил отдавшего службе в Царскосельском лицее, где впоследствии учились и его сыновья. Старший брат нашего героя, Николай Пунин, – личность тоже небезынтересная: известный искусствовед, которому довелось руководить Русским музеем и Эрмитажем. Ценителям литературы, ко всему прочему, Николай Пунин известен как муж Анны Ахматовой.

И сердце то уже не отзовётся

На голос мой, ликуя и скорбя.

Всё кончено, и песнь моя несётся

В пустую ночь, где больше нет тебя.

Эти классические стихи поэтессы посвящены именно ему.

Лев Николаевич Пунин – фигура не менее яркая. В 1908 году он поступил во 2-й кадетский корпус города Санкт-Петербурга. Молодой человек мечтал о военной службе, однако полуказарменная жизнь не пришлась ему по душе: «Скука смертная! Всё по расписанию! Скорей бы вырваться из корпуса, хотя в жизни тоже мало утешительного». Тем не менее от своей мечты он не оказался – и с 1915 года сражался на Северном фронте Первой мировой. Участвовал в кровопролитных Митавской и Рижской операциях, возглавлял отряды разведчиков, наведывался в тыл врага. Воевал доблестно, свидетельство чему – ранения и боевые награды.

В 1918 году Пунин добровольно вступил в ряды Красной армии. Служил на командирских должностях, занимался формированием кавалерийских частей. Впрочем, в то время (видимо, здесь свой отпечаток наложили полученные ранения) его уже тянуло к преподавательской и исследовательской работе. Особенно Льва Николаевича увлекал феномен железных дорог, которые в современной войне становились системным фактором победы. И в организации наступления, и при обороне самый надёжный транспорт является опорой армии. Тут важны и вопросы переброски войск, и проблемы снабжения – словом, умение «переигрывать» врага на этом фронте. Наконец, необходимо уметь защищать железные дороги, создавать оперативные отряды ремонтников. Об этом Пунин говорил ещё в 1920-е.

С 1925 года он читал лекции будущим командирам Красной армии – и неизменно обращался к железнодорожной теме, ставшей его коньком. В то время в СССР теоретических наработок по связям армии не хватало, так что Пунин в этом направлении оказался первопроходцем. Он вспоминал, как во время Первой мировой и Гражданской на поездах удавалось перебрасывать и кавалерию, и артиллерию. И от того, кто из противников сработает точнее и быстрее, зависели судьбы сражений.

В 1934 году Лев Николаевич возглавил курсы усовершенствования командного состава (КУКС) при училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе. Потом преподавал в Военно-транспортной Академии им. Л.М. Кагановича. Страна готовилась к войне. Пунин уже в начале 1930-х предполагал, что великого противостояния не избежать, и разрабатывал основы работы железных дорог во время боевых действий. Во вводном слове к своей монографии 1931 года «Работа железных дорог в военное время» он писал: «Будущая война потребует максимального напряжения всякого вида транспорта, и успешное выполнение возлагаемых на него задач будет находиться в зависимости от понимания работы транспорта частями РККА, являющимися его потребителями. В настоящей работе мною с возможной краткостью изложены основные моменты работы железных дорог, главным образом по опыту прошедших войн (1914–1918 гг. и 1918–1921 гг.), и использованы иностранные наставления и руководства, расширяющие понимание некоторых деталей работы. Товарищей, кои интересуются настоящим вопросом и не получат полного удовлетворения от моей работы, отсылаю к литературе и источникам, перечисленным мною в конце книги».

История очень скоро показала, что автор монографии по поводу «максимального напряжения» нисколько не преувеличивал. Только десять лет она отвела на мирное штудирование его книги, а потом пришло время действовать – в соответствии с тезисами Пунина. С первых дней войны, в июне 1941 года, железнодорожники приняли бой, по существу став солдатами, державшими связь между действующей армией и тылом. Уроки Льва Николаевича пригодились чрезвычайно. Железнодорожная сеть выстояла под бомбами, не рухнула, когда немалая часть страны и её стальных магистралей оказалась под оккупацией. Поезда доставляли на фронт воинское снаряжение, а оттуда привозили раненых бойцов.

Утверждать, что железные дороги в годы войны работали бесперебойно, было бы преувеличением. Конечно, без срывов не обходилось. Но, учитывая экстремальные условия, отрасль показала себя с самой лучшей стороны. Больше того – многие железнодорожники действовали в те дни героически, что признано не только отечественными экспертами. Железнодорожный транспорт оказался готов к испытаниям. В этом заслуга многих учёных, инженеров, управленцев, машинистов, рабочих. И среди них в первом ряду – Лев Пунин, офицер и исследователь, сумевший многое предвидеть.

Мы помним полковника Пунина как незаурядного историка, исследовавшего жизнь и военное искусство Михаила Кутузова, о котором Лев Николаевич подчас говорил: «Если бы в его время существовали железные дороги – быть может, Михайло Илларионович успел бы оттеснить французов до Парижа». Нет сомнений – стратегический ум Кутузова непременно оценил бы те широкие возможности, которые предоставляют умелому полководцу железные дороги.

Заслуги Пунина не остались неоценёнными. Среди его наград – и царский «Святой Станислав» 2-й степени с мечами, и советский орден Ленина. Уникальная судьба, вместившая несколько эпох. Его жизненный путь прервался в 1963 году, но труды Пунина о железной дороге в военное время офицерами изучаются до сих пор. Если Пунин брался за перо – то писал основательно, с глубоким пониманием предмета. И даже несмотря на то, что с тех пор поменялось многое – и техника, и вооружение, – всё равно в его работах находят пользу. Пунинские исследования помогают правильно выстроить взаимодействие стальных магистралей и армейских подразделений в дни испытаний. Правда, раздобыть его книги непросто, они давно стали библиографической редкостью. Но… Уверен, что очень скоро Льва Николаевича начнут переиздавать.

__________________________________________________________________________________

Великая Отечественная война. Южный фронт. Бронепоезд на боевом рейде / Фёдор Левшин / РИА новости

«Железная дорога беззащитна и сама обеспечить себя от нападения не может… Принцип охраны следующий: неподвижная охрана у важных объектов, в виде постов, караулов, застав с усилениями фортификационными сооружениями, и подвижная охрана в качестве резерва, в виде бронепоездов, бронедрезин и команд, постоянно находящихся в вагонах с паровозом под парами. Обязательное условие для надёжного несения службы охраны – установление технической связи всех постов и караулов со штабом охраны для вызова резерва. Перерыв связи уже служит сигналом тревоги…

Связь с местным населением (элементом, нам сочувствующим) иногда может облегчить службу охраны и дать своевременное предупреждение о готовящемся нападении».

Из книги Л. Пунина «Работа железных дорог в военное время»

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS