Этот человек за несколько лет до начала Великой Отечественной предсказал, с какими задачами и проблемами придётся столкнуться железнодорожникам во время войны.
Будущий военный историк Лев Пунин родился в семье военного врача Николая Михайловича Пунина, немало сил отдавшего службе в Царскосельском лицее, где впоследствии учились и его сыновья. Старший брат нашего героя, Николай Пунин, – личность тоже небезынтересная: известный искусствовед, которому довелось руководить Русским музеем и Эрмитажем. Ценителям литературы, ко всему прочему, Николай Пунин известен как муж Анны Ахматовой.
И сердце то уже не отзовётся
На голос мой, ликуя и скорбя.
Всё кончено, и песнь моя несётся
В пустую ночь, где больше нет тебя.
Эти классические стихи поэтессы посвящены именно ему.
Лев Николаевич Пунин – фигура не менее яркая. В 1908 году он поступил во 2-й кадетский корпус города Санкт-Петербурга. Молодой человек мечтал о военной службе, однако полуказарменная жизнь не пришлась ему по душе: «Скука смертная! Всё по расписанию! Скорей бы вырваться из корпуса, хотя в жизни тоже мало утешительного». Тем не менее от своей мечты он не оказался – и с 1915 года сражался на Северном фронте Первой мировой. Участвовал в кровопролитных Митавской и Рижской операциях, возглавлял отряды разведчиков, наведывался в тыл врага. Воевал доблестно, свидетельство чему – ранения и боевые награды.
В 1918 году Пунин добровольно вступил в ряды Красной армии. Служил на командирских должностях, занимался формированием кавалерийских частей. Впрочем, в то время (видимо, здесь свой отпечаток наложили полученные ранения) его уже тянуло к преподавательской и исследовательской работе. Особенно Льва Николаевича увлекал феномен железных дорог, которые в современной войне становились системным фактором победы. И в организации наступления, и при обороне самый надёжный транспорт является опорой армии. Тут важны и вопросы переброски войск, и проблемы снабжения – словом, умение «переигрывать» врага на этом фронте. Наконец, необходимо уметь защищать железные дороги, создавать оперативные отряды ремонтников. Об этом Пунин говорил ещё в 1920-е.
С 1925 года он читал лекции будущим командирам Красной армии – и неизменно обращался к железнодорожной теме, ставшей его коньком. В то время в СССР теоретических наработок по связям армии не хватало, так что Пунин в этом направлении оказался первопроходцем. Он вспоминал, как во время Первой мировой и Гражданской на поездах удавалось перебрасывать и кавалерию, и артиллерию. И от того, кто из противников сработает точнее и быстрее, зависели судьбы сражений.
В 1934 году Лев Николаевич возглавил курсы усовершенствования командного состава (КУКС) при училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе. Потом преподавал в Военно-транспортной Академии им. Л.М. Кагановича. Страна готовилась к войне. Пунин уже в начале 1930-х предполагал, что великого противостояния не избежать, и разрабатывал основы работы железных дорог во время боевых действий. Во вводном слове к своей монографии 1931 года «Работа железных дорог в военное время» он писал: «Будущая война потребует максимального напряжения всякого вида транспорта, и успешное выполнение возлагаемых на него задач будет находиться в зависимости от понимания работы транспорта частями РККА, являющимися его потребителями. В настоящей работе мною с возможной краткостью изложены основные моменты работы железных дорог, главным образом по опыту прошедших войн (1914–1918 гг. и 1918–1921 гг.), и использованы иностранные наставления и руководства, расширяющие понимание некоторых деталей работы. Товарищей, кои интересуются настоящим вопросом и не получат полного удовлетворения от моей работы, отсылаю к литературе и источникам, перечисленным мною в конце книги».
История очень скоро показала, что автор монографии по поводу «максимального напряжения» нисколько не преувеличивал. Только десять лет она отвела на мирное штудирование его книги, а потом пришло время действовать – в соответствии с тезисами Пунина. С первых дней войны, в июне 1941 года, железнодорожники приняли бой, по существу став солдатами, державшими связь между действующей армией и тылом. Уроки Льва Николаевича пригодились чрезвычайно. Железнодорожная сеть выстояла под бомбами, не рухнула, когда немалая часть страны и её стальных магистралей оказалась под оккупацией. Поезда доставляли на фронт воинское снаряжение, а оттуда привозили раненых бойцов.
Утверждать, что железные дороги в годы войны работали бесперебойно, было бы преувеличением. Конечно, без срывов не обходилось. Но, учитывая экстремальные условия, отрасль показала себя с самой лучшей стороны. Больше того – многие железнодорожники действовали в те дни героически, что признано не только отечественными экспертами. Железнодорожный транспорт оказался готов к испытаниям. В этом заслуга многих учёных, инженеров, управленцев, машинистов, рабочих. И среди них в первом ряду – Лев Пунин, офицер и исследователь, сумевший многое предвидеть.
Мы помним полковника Пунина как незаурядного историка, исследовавшего жизнь и военное искусство Михаила Кутузова, о котором Лев Николаевич подчас говорил: «Если бы в его время существовали железные дороги – быть может, Михайло Илларионович успел бы оттеснить французов до Парижа». Нет сомнений – стратегический ум Кутузова непременно оценил бы те широкие возможности, которые предоставляют умелому полководцу железные дороги.
Заслуги Пунина не остались неоценёнными. Среди его наград – и царский «Святой Станислав» 2-й степени с мечами, и советский орден Ленина. Уникальная судьба, вместившая несколько эпох. Его жизненный путь прервался в 1963 году, но труды Пунина о железной дороге в военное время офицерами изучаются до сих пор. Если Пунин брался за перо – то писал основательно, с глубоким пониманием предмета. И даже несмотря на то, что с тех пор поменялось многое – и техника, и вооружение, – всё равно в его работах находят пользу. Пунинские исследования помогают правильно выстроить взаимодействие стальных магистралей и армейских подразделений в дни испытаний. Правда, раздобыть его книги непросто, они давно стали библиографической редкостью. Но… Уверен, что очень скоро Льва Николаевича начнут переиздавать.
__________________________________________________________________________________
«Железная дорога беззащитна и сама обеспечить себя от нападения не может… Принцип охраны следующий: неподвижная охрана у важных объектов, в виде постов, караулов, застав с усилениями фортификационными сооружениями, и подвижная охрана в качестве резерва, в виде бронепоездов, бронедрезин и команд, постоянно находящихся в вагонах с паровозом под парами. Обязательное условие для надёжного несения службы охраны – установление технической связи всех постов и караулов со штабом охраны для вызова резерва. Перерыв связи уже служит сигналом тревоги…
Связь с местным населением (элементом, нам сочувствующим) иногда может облегчить службу охраны и дать своевременное предупреждение о готовящемся нападении».
Из книги Л. Пунина «Работа железных дорог в военное время»