Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 мая 2023 г.
Литература Библиосфера

Достать чернил и не заплакать

19 мая 2023

Юрий Кобрин. «…В молчанье и в звучанье!» Переизбранное стихов, эссе, интервью, рецензий. – Вильнюс: Благотворительный фонд поощрения русской культуры в Литве писателя Константина Воробьёва, 2022. – 504 с.

В это издание кроме новых стихотворений Юрия Кобрина, известного русского поэта, живущего в Литве, вошли произведения из двенадцати книг, выпущенных в Вильнюсе и Москве, а также рецензии и интервью. «…В молчанье и в звучанье!» даёт если не полное, то весьма обширное представление о творчестве автора, о котором Кирилл Ковальджи написал: «Юрий прочертил масштабную траекторию своей жизни от Южно-Сахалинска через Москву до Вильнюса. И не только географически: сын большой литературы, он щедро отдавал и отдаёт свои творческие силы переводу поэзии – он главный полпред нашей литературы в Литве и главный проводник в мир литовских муз для нас».

Действительно, поэзия Юрия Кобрина опирается на мировую классическую литературу. Так, в разделе новой книги «…Как тот глухонемой» Юрий Кобрин в своей особой, не лишённой иронии манере переосмысливает само понятие «поэт, творец». Немало его строк посвящено классикам литературы или обращено к ним. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой, Чехов, Бунин, Блок, Волошин, Ахматова, Цветаева, Ходасевич, Булгаков, Вознесенский, Бродский, Евтушенко – это неполный список писателей, не просто упомянутых в стихотворениях Юрия Кобрина, а, кажется, незримо присутствующих в каждой его строфе, в каждой строке. Завершает книгу раздел «Уроки Тарковского», здесь читатель найдёт эссе Кобрина о встречах с мэтром, давшим ему пропуск в большую литературу. Поэт прекрасно знает не только цену словам, но и ту цену, которую платят талантливые люди за свой дар. Об этом глубоко и предельно точно – в стихотворении «Русская поэзия», посвящённом Андрею Битову. Оно начинается так:

Что такое русская поэзия?Это каждый день ступать по лезвию,

властвовать собой и знать безумие, айсберг расплавлять в жерле Везувия!

А ещё – высокое смирение и гордыни дерзкое сомнение,

противленье Богу, с сердцем битва,а в конце раскаянье, молитва.


Читаешь – и всплывают в памяти стихотворения, образы, звуки, составляющие грандиозную глыбу под названием «русская поэзия». Приходит на ум Есенин с его «Быть поэтом – это значит то же, / Если правды жизни не нарушить, / Рубцевать себя по нежной коже, / Кровью чувств ласкать чужие души…» Вспоминается почему-то – возможно, из-за характерного звукового строя – «Аве, Оза» Вознесенского. Слышатся отголоски «Определения поэзии» Пастернака («Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок. / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок») и пушкинское «Везувий зев открыл…».

Кроме невероятного, тесного слияния с литературным наследием разных эпох, для мироощущения Юрия Кобрина характерна поразительная, пронзительная черта, заметная во многих его стихотворениях, – осознание себя (как человека, как поэта) не венцом творения, а элементарной частицей мира, такой же, как другие:

Ты – пылинка у Бога на скатерти,

жизнь ни смахнуть, ни стереть…

Чем же ты лучше отца и матери,

чтобы не умереть?


И даже на вопрос Александра Радашкевича для интервью «Эмигрантской лире» о том, какую эпитафию он мог бы представить на гипотетической собственной могиле, поэт ответил: «Один из многих». Он не претендует на исключительность и абсолютную гениальность («Неудачных стихов написал я немало, / зачастую судьба к пораженьям вела. / Но учился, сжав рот, начинать всё сначала /на том месте, где и лебеда не росла») и признаётся, что «к пораженьям готов…». Это очень честная и открытая позиция, поэтому Юрию Кобрину безоговорочно веришь.

«…В молчанье и в звучанье!» открывается разделом, в котором помещены тексты о творчестве Кобрина. Здесь и рецензии, и фрагменты монографий, и стихи. Приведён, в частности, отрывок из фундаментальной монографии «Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины XX – начала XXI века. Организация современного поэтического процесса»: «Стихи позднего Кобрина обнажены, как исповедь человека, которому нечего терять. Он называет вещи своими именами. Белое – белым, а чёрное – чёрным» (Евгений Степанов).

Камерность и интимность интонации ярко проявлены и в лирических стихотворениях:

Полпятого. Бронхит. Москва.

И в половину лёгкого

летит литовская листва

метелью жёлтой лёгкою.

Вторую половину смог

забил бензинным выхлопом.

…я б разлюбить тебя не смог

и пред последним выдохом…


Интересны у Юрия Кобрина максимы, которые он определяет как форму мышления «в таких обстоятельствах, когда созерцательное взаимодействие с миром невозможно, и тогда – мгновенная реакция на жизнь». В них – всё та же неразрывная связь с мировой литературой, всё та же неоспоримая честность с собой:

Достать чернил и не заплакать,

компьютер выключить затем…

Мы умираем не от страха:

от сбоя нравственных систем.

(«Из цитат»)


А вот – максима «Не эмигрант»:


На той земле, которой больше нет,

моей до боли, чтоб не говорили нам,

отвергнув ложь, хулу её, навет,

жив, и никуда не эмигрировал.


Одна из самых острых в поэтике Юрия Кобрина тем – тема Родины. Поэт, переводчик, человек, он не может оставаться равнодушным ко всему, что происходит с миром, культурой, языком. И потому, наверное, его строки о Родине пронизаны неподдельной горечью, а сама эта тема сопутствует ему всегда, ходит по следам, словно тень:

Когда изменила

любимая, бросьте

высчитывать сердцем плюсы свои;

случившееся объясните просто:

луна, притяженье, прилив, отлив.

Когда она изменила дорогу,

то, значит, не к вам и по ней она шла.

А это ведь не измена Родине,

и вы к изменившей не ведайте зла…

(«Не измена»)


Но, несмотря на все трагические и драматические эпизоды, произошедшие и продолжающие происходить с нашей многострадальной планетой, способен выжить здесь человек – и не только выжить, но и укрепиться. Подтверждение этому – стихотворение Юрия Кобрина «Закалка», в котором сконцентрированы колоссальные стойкость и воля к жизни:

Я терпел поражения,

но не сдавался.

Потому в общем счёте

не проиграл…

Если молотом били,

пружинил. Ковался,

превращался, без ржавчины,

в чистый металл.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Алиса Соколова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS