Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2024 г.
  4. № 43 (6957) (30.10.2024)
Культура

Достоевский в мистическом особняке

Иммерсивный ФМ-спектакль Владимира Мирзоева

01 ноября 2024
Олег Дуленин в роли Семёна Захаровича Мармеладова / Кристина Никитюк

Накануне премьеры сериала Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» (ожидается на интернет-платформе «Кинопоиск») режиссёру предложили сделать одноимённый спектакль. По мотивам не только самого произведения, но, видимо, и вдохновения от работы на съёмочной площадке. Поговаривают, что кинопродюсеры предложили это для раскрутки сериала. Фильма мы ещё не видели, но не стоит удивляться, если в итоге выйдет всё наоборот: сериал станет рекламой уникального спектакля.

Спектакль у Мирзоева иммерсивный: зрители не сидят на стульях, а бродят по этажам и комнатам трёхэтажного особняка в Дашковом переулке, расположенном на Садовом кольце близ столичного метро «Парк культуры». Этот старинный дом отчасти уже намолен новым театром: в его репертуаре несколько иммерсивных спектаклей. Мистика – их фирменный знак. Из классики – «Щелкунчик» по П.И. Чайковскому. Погружение всем известной философско-криминальной классики Ф.М. Достоевского в атмосферу присущего особняку таинственного тумана прошло более чем успешно.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Иммерсивный мирзоевский начинается, как бы это пошло ни звучало, с бара, где соответствующие уровню великосветского имперского Петербурга бармены общаются с высоким обществом современной Первопрестольной. Казалось бы, полная противоположность мармеладовскому кабаку и атмосфере тотальной бедноты, описываемой Фёдором Михайловичем, но именно это помогает настроить должным образом публику (а настрой здесь дело исключительной важности).

В недрах питейного заведения молодые актёры-«хостес» в костюмах, соответствующих сразу и XIX, и XXI веку, между делом занимаются ненавязчивым конферансом, пытаясь в первую очередь вызвать у публики небольшое волнение перед таинственной неизвестностью, ожидающей их в помещениях старинного дома, а заодно объяснить правила. Они просты: все зрители ходят в масках, не имеют права их снимать ни при каких обстоятельствах, не разговаривают и не прикасаются к обитателям дома и полностью отключают мобильные телефоны – «до чёрного экрана». Попробуй объяснить это вот так в лоб – и весь настрой насмарку.

Кристина Никитюк

Минус в том, что нереально уследить за всеми действами. Впрочем, почему минус? Иммерсивный спектакль хорош максимальным погружением в атмосферу. И выбор классического произведения даёт возможность не переживать известный сюжет в привычной хронологии заново, а побывать в комнатах героев вместе с ними. Многие зрители пытаются угнаться за основными сюжетными линиями и минут через 20 выбирают «беспроигрышный» вариант – бродить по особняку за Родионом Романовичем Раскольниковым, словно за экскурсоводом в музее. Но даже для них «Преступление и наказание» открывается по-особому. (Кстати, некоторых зрителей актёры уводят на так называемый personal – индивидуальные экспромт-сценки. Закрывают минут на 10 в какой-нибудь локации и могут попросить «заголиться» (это словечко, кстати, придумал Достоевский): не подумайте чего – просто снять маску, во время personal её можно снять.)

В середине спектакля автор этих строк испытал чувство, что пропустил главное, когда услышал на другом этаже возглас Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?..» Раскольниковых, к слову, в спектакле трое, то есть Раскольников буквально раскалывается на три ипостаси. Но больше обращает на себя внимание особое действующее лицо – Чёрт (Михаил Половенко), приходящий к разным героям в соответствующих ситуациях. Однако смысла бежать сломя голову смотреть, как замочили старушку-микрокредиторшу (Мариэтта Цигаль-Полищук, а автор сценической версии культового романа, придумавший старухе такую современную профессию, – Анастасия Мирзоева), и правда нет: в разных комнатах можно встретить и Сонечку Мармеладову (Ася Чистякова), и Аркадия Свидригайлова (Алексей Шильников), и Петра Лужина (Александр Воробьёв), и Порфирия Петровича (Андрей Карх), и Семёна Мармеладова (Олег Дуленин), и проникнуться не только обстановкой, но и внутренним миром знакомых героев. Нередко один персонаж выходит из комнаты, вместе с ним выходят и спешащие на новый «экшен» зрители, а у наблюдателя-индивидуалиста, решающего ходить по особняку своей дорожкой, появляется возможность остаться буквально один на один с актёром, находящимся в образе, в небольшом пространстве, чтобы понять о нём значительно больше.

Хореографическая часть спектакля исключительно грандиозна (хореограф-постановщик – Ксения Михеева). Современным танцем создатели сплетают туманно-мистическую ауру с сюжетными линиями. Гармония в том, что хореография как бы обволакивает драматургию: многие сцены начинаются и заканчиваются загадочными па разнополых танцовщиков (Денис Бондаренко, Саша Малова, Карен Ронин, Лиза Широкова). Но часто они играют и самостоятельно. Путешествуя по особняку, натыкаешься то на ванну, заполненную людьми (спектакль 18+, но сцен ню в нём я лично не видел), то на катающихся по полу героев, то на плавно танцующих фемин.

Хореографическим вышел и финал этого необычного иммерсивного «Преступления и наказания», символизирующий духовное возрождение главного героя. В этой почти статичной и в то же время монументальной сцене собираются все трое Раскольниковых (Евгений Кошелев, Дмитрий Смирнов, Иван Павлов).

Иммерсивные спектакли, конечно же, не ноу-хау в Москве. Их можно увидеть и на театральных фестивалях, и в текущей столичной театральной жизни: режиссёры стараются не быть консерваторами и угождать видавшим виды столичным театралам. Однако именно иммерсивный спектакль «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева отличается атмосферой, вниманием к деталям (скрупулёзная подготовка публики, костюмы, реквизит, пластика), погружением в особый потусторонний мир и в итоге попаданием в точку.

Участники действа нередко называют свой спектакль поп-словом «шоу». Это действительно шоу – только настоящее, в котором немаленький (судя по увиденному мною) бюджет отнюдь не превращается только лишь в блестящую пыль, бессмысленно сыплющуюся в глаза публике.

Константин Баканов

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS