И только большой брат по имени ТВ этих событий будто не замечает. Убеждение, что «культура – это не рейтингово», продолжает бытовать в среде теленачальников. Все затвердили себе старую цифру, что программы о культуре смотрит 4% населения страны. «Перемерять» этот рейтинг никто не считает необходимым. За последние два года на наших телеканалах не появилось ни одной значительной новой программы на культурологическую тематику. Телеканал «Культура» продолжает раздавать всем сестрам по серьгам – говоря «по чуть-чуть» обо всём. Про музыку, про живопись, про балет, про образование, про театр наконец. Изменить общую ситуацию в одиночку канал не в силах. И проносится наша новая бурная театральная действительность мимо голубого экрана. В лучшем случае бегло отметят что-то телевизионщики центральных телеканалов сюжетом в новостях. Не более.
Об этом важно сказать, чтобы обозначить контекст, в котором три года назад, 27 марта 2011-го, в Международный день театра, появился кабельно-спутниковый телеканал под названием «Театр». Со звучным логотипом «ТТ». Канал начал вещать в «Акадо», и московская аудитория сразу обратила на него внимание. Через год добавилось вещание в «Триколор ТВ» – и аудитория выросла в масштабах страны. С 2014 года канал перешёл в спутниковые сети «Континет ТВ», «Телекарта» и начал онлайн-трансляцию по подписке, а это значит, что теперь он доступен во всех точках планеты, где есть интернет.
Сетку вещания на 80 процентов составляют видеозаписи спектаклей, а также театральных вечеров, мастер-классов, актуальных обсуждений, конференций, церемоний награждения театральными премиями. Записи идут в полном объёме, практически без сокращений и монтажа, невзирая на пресловутый хронометраж: на канале «Театр» нет ограничений, сколько может идти программа по времени. Такую роскошь – давать подробные видеоотчёты самых знаковых событий в сфере театральной жизни – не может себе позволить сегодня ни один телеканал. Да и подобного телеканала с названием «Театр» нет нигде в мире! Думается, что главная причина в том, что ни в одной стране театральная жизнь не кипит так полноценно и не предоставляет такого количества событий. Снимай и показывай! По сути, канал «Театр» даёт зрителю некое театральное реалити-шоу в масштабах страны. Получается эффект студии с прямым включением: в этом театре сейчас идёт спектакль, а здесь пресс-конференция, а там – церемония закрытия фестиваля. Другой разговор – КАК снимать и КАК показывать театральные события?
Когда-то на советском телевидении был популярен жанр телевизионных спектаклей – и знатоки помнят, сколько сил, времени и таланта стоил перенос театрального действа на голубой экран. Лучшие образцы – спектакли Анатолия Эфроса, Михаила Козакова, Анатолия Васильева – вошли в историю и театра, и телевидения. Сегодня умению снимать на плёнку «чудо театра» не обучают нигде. Нет специальных телевизионных мастерских для театральных операторов. И здесь телеканал «Театр» вообще мог бы стать экспериментальной площадкой для обучения в новом направлении – телевизионно-театральной журналистики. Мы приглашаем к сотрудничеству школы телевидения и журфаки! То, что эти умения будут востребованны, – несомненно.
Простой пример: на телеканале стартовал проект «Театры России». По нашей просьбе театры из регионов начали присылать видеозаписи своих спектаклей, сделанные силами местных операторов. Но бóльшую часть из присланного показывать нельзя по причине низкого качества съёмок. Ценой тщательного отбора и собственных съёмок сегодня на канале «Театр» собрана раритетная коллекция лучших спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Волгограда, Твери, Минусинска, Новосибирска, Екатеринбурга, Ульяновска, Омска, Краснодара, Севастополя и так далее. По сути, вся театральная карта страны. Представьте себе зрителя, любящего театр из какого-нибудь маленького города, у которого нет возможности путешествовать, ТВ могло бы помочь – донести лучшие спектакли до любого человека.
Два года назад на канал пришла популярная московская телевизионная программа «Разговор с Александром Мягченковым» – неспешные диалоги «без галстука» с самыми известными актёрами и режиссёрами. Теперь среди её героев не только столичные «звёзды», но и представители театров из регионов. Ниша эта нетронута телевидением. Мы не знаем в лицо главных режиссёров, актёров, директоров театров из провинции. Также в эфирной сетке канала программы из архива – творческие вечера, документальные фильмы об актёрах. Есть программы в формате «интервью на фоне спектакля» – репортажи о самых горячих премьерах. Специальные акции, например, «День Андрея Кончаловского» – 24 часа, в течение всего дня канал показывал только эксклюзивные программы о театральном творчестве известного кинорежиссёра. Или «День Мурманского драматического театра», когда подряд в эфирной сетке идут и спектакль, и интервью, и документальный фильм об одном театре. Или «День фестиваля «Театральный Олимп», когда в течение дня идут спектакли – лауреаты фестиваля. Канал не замыкается в рамках российского театра, имея в сетке вещания программу Postcard, европейские театральные новости и новую программу «Театр Буасьер, 61» – совместный проект с Российским центром науки и культуры в Париже: телевизионные версии музыкально-поэтических вечеров, идущих на сцене РЦНК. Можно, конечно, говорить, что каналу не хватает аналитических новостных обзоров, собственных ток-шоу. Но это всё частности, решаемые при наличии финансирования.
Главных вопросов два. Первый – это распространение сигнала. За трансляцию в сетях «Акадо» и «Триколор ТВ» телеканал ежемесячно отдавал практически весь свой мизерный доход и был вынужден очень скоро отказаться от столь дорогих услуг. Это странная ситуация, которую давно назрело обсудить на государственном уровне. Судите сами: телеканал создаёт эфирный контент и сам же платит за то, чтобы этот контент кто-то показал. Парадокс! Наверное, в ситуации с каналами прикладной тематики (еда, садоводство, охота, туризм, здоровье) вопрос можно решить с помощью денег рекламодателя. Но как быть с культурологическими каналами, куда реклама не идёт? Да, открыть двери «магазину на диване» и насытить телеканал рекламными паузами с «кастрюлями», наверное, возможно с точки зрения менеджмента. И абсолютно неприемлемо с точки зрения идеи. Реклама на культурологических каналах если и возможна, то только нишевая, тематическая (билеты на культурные мероприятия, товары, которые хоть как-то с этими мероприятиями связаны). Но этот сегмент рекламного рынка у нас абсолютно не развит. Для нормального существования телеканала культурологической тематики жизненно необходимо иметь квоту на бесплатную трансляцию во всех кабельно-спутниковых сетях (по примеру, как получило эту квоту Общественное телевидение).
Второй больной вопрос – финансирование. Точнее, его отсутствие. Сегодня канал «Театр» существует только за счёт собственного производства на разовые гранты. Их можно выиграть, а можно и не получить. Но чтобы выжить, нужно иметь стабильную программу государственных грантов на создание театрального архива XXI века. В проекте Концепции основ государственной культурной политики сказано, что одной из важнейших задач сегодняшнего дня «является восстановление распавшейся связи времён, возвращение накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта в общественное сознание». Показ видеозаписей лучших спектаклей, особенно классического репертуара, безусловно, поможет решению этой задачи.
Мир очень изменился. Многие ценности перевернулись. Ушли в прошлое времена, когда культивировалось эстетическое воспитание. Этим летом на Московском международном фестивале мы провели опрос, что значит фраза «Его Величество Артист», какие эмоции она рождает. Актёры иронично улыбались, сетовали на диктат продюсерского кино и захват сцены скороспелыми антрепризами. Всё на потребу, всё на продажу…
Кто-то же должен менять эту ситуацию. Сказать, что такое сегодня хорошо, а что такое плохо. Сформировать культурную повестку дня. Один телеканал «Культура», плюс телеканал «Театр», добавим ещё несколько интернет-телеканалов культурологической тематики – это ничтожно мало для страны, если мы хотим, чтобы культура реально смогла сплотить общество. Поэтому задача номер один – помочь этим маленьким каналам делать своё большое дело.