Хибла Герзмава – солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, первая обладательница Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского среди вокалистов, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, в отличие от большинства современных оперных певцов часто поёт сольные концерты, причём многие программы её концертов состоят из камерных произведений – романсов, советских песен, вокальных циклов и др. А ещё Хибла поёт джаз, и делает это прекрасно.
В завершившемся сезоне особенно обратили на себя внимание джазовый концерт, который Герзмава спела в петербургском концертном зале «Октябрьский», и концерт советских песен, для которого Музыкальный театр им. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко предоставил ей свою сцену.
Концертный зал «Октябрьский» вмещает около 4000 зрителей, и он был полон! Однако в программе концерта прозвучали не только джазовые композиции, которые Хибла исполнила изумительно, но и арии из опер, например ария Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, а также знаменитые и любимые публикой песни как советских композиторов, так и зарубежных. Этой программой Хибла продемонстрировала многогранность своего таланта. Она не превращает песни в оперные арии, а поёт в стиле песен, проживает истории, о которых рассказывается в песне, причём поёт задушевно, трогательно, заставляя публику проникнуться каждой исполняемой ею песней. При этом она периодически разговаривает с залом, даёт краткие комментарии к тому или иному произведению или рассказывает, почему она его исполняет. Например, перед тем как исполнить на бис знаменитую песню Евгения Птичкина на стихи Роберта Рождественского «Эхо любви», Хибла сказала, что это любимая песня её мамы. В стихах Рождественского есть слова, проникающие в душу каждого: «Тебя я услышу за тысячу вёрст», «И мне до тебя, где бы ты ни была, дотронуться сердцем нетрудно». Во время исполнения этой песни в зале стояла невероятная тишина, видимо, каждый слушатель в тот момент думал о своих любимых – и о тех, кто рядом, и о тех, кто далеко, и о тех, кого уже нет с нами. А после исполнения обожаемой ленинградцами-петербуржцами песни Василия Соловьёва-Седого на стихи Александра Чуркина «Город над вольной Невой», завершившей бисы, публика так воодушевилась, что я думала, что певицу вынесут на руках из зала и пронесут по Невскому проспекту, как после премьеры оперы «Аида» в Неаполе зрители несли на руках Верди от театра до его отеля.
Концерт в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко Герзмава назвала «Где-то далеко в памяти моей». Он состоял из знаменитых советских песен о войне и о любви. Аккомпанировал на рояле лауреат международных конкурсов, лауреат премии Президента России Олег Аккуратов, он также спел несколько песен сольно и в дуэте с Хиблой. Певица вышла на сцену в тёмном ретроплатье с белым воротничком и белыми манжетами. Прозвучали «Песня о далёкой родине», «Тёмная ночь», «Смуглянка», «Огонёк», «Катюша», «Одинокая гармонь», «Синий платочек», «На безымянной высоте», «За того парня», «Журавли» и другие.
Слушатели, помнящие Клавдию Шульженко и её коронную песню «Синий платочек» (хотя у Шульженко все песни были коронные), с пристрастием готовились послушать «Синий платочек» в исполнении Хиблы. И они не были разочаровалы: она с нежной грустью, душевно спела эту песню своим невероятно красивым голосом, гибким, мягким, с безупречной артикуляцией.
Трагически, но и светло прозвучали «Журавли». Как писал автор стихов Расул Гамзатов, слова «Журавлей» имели конкретный адрес – миллионы павших, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Но в то же время Гамзатов не видел причин, по которым нельзя посвящать «Журавлей» и жертвам войн всех времён. А поскольку в нашей стране нет семьи, в которой бы не было павших в войнах, то эта песня берёт за душу каждого. Берёт и не отпускает даже после того, как отзвучит. И опять у всех в памяти великое исполнение этой песни Марком Бернесом. Но Хибла не боится сравнений: она уверена в своём голосе, в своём таланте, а главное, в своей душе, которой всегда есть что сказать публике. Богатство тембра её голоса, богатство интонаций, которыми она умело играет, природная нежность, а также феноменальная дикция, что вообще большая редкость у современных оперных певцов, позволяют ей вложить в сердца зрителей каждое исполняемое произведение – это ли не высшая степень артистизма и профессионализма?
А ещё безграничное обаяние, внешняя красота, умение держаться на сцене просто и элегантно довершают образ певицы и являются не ключом, а целой связкой ключей к её неизменному успеху у публики.
Песня «На безымянной высоте» прозвучала проникновенно, пронзительно и в то же время торжественно, «Когда весна придёт, не знаю» – легко и радостно, певица словно принесла в зал лучи весеннего солнца. Слова «Я всю войну тебя ждала» в песне «Каким ты был» Хибла исполнила так задушевно, нежно и трогательно, будто она действительно всю войну ждала своего любимого.
Несколько удивила публика: во время исполнения «Смуглянки» многие начали хлопать в такт (телевизионное воспитание в действии!), а когда зазвучала «Катюша», я испугалась, что хлопальщики начнут подпевать, но, к счастью, этого не случилось.
На бис Герзмава спела «Нежность», которую в своё время потрясающе исполняла Майя Кристалинская. «Опустела без тебя Земля» – каждый человек когда-либо пережил или прочувствовал то, что передают эти слова, поэтому и отклик на «Нежность» был особый. Фёдор Шаляпин считал, что в правильности интонации, в окраске слова и звука – вся сила пения. Тайной этой силы Хибла Герзмава владеет в полной мере.