«ЛГ» продолжает начатый в прошлом номере разговор о русском ПЕН-центре.
«Неофиты» Русского ПЕН-центра, устроившие всю эту бучу вокруг него, соблазнившие «малых мира сего» и некоторых уважаемых мною писателей подписывать с их подачи ЛЮБЫЕ письма, иногда кажутся мне детьми, варварами или дураками. Первых хочется погладить по голове, дать им конфету или поставить их в угол, вторых – цивилизовать, третьих – сохранить в их блаженной неадекватности. Но мы живём в XXI веке: детей наказывать нельзя, дурость – от Бога, а варвары утверждают, что они и есть цивилизация.
Действующий устав Русского ПЕН-центра, который каждый из его членов подписывал при вступлении, гласит:
«Членами ПЕН-центра могут быть российские и иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, – профессиональные литераторы, независимо от места их проживания и языка, на котором они пишут, создавшие и опубликовавшие произведения высокого художественного уровня, получившие признание в России и за рубежом, признающие настоящий устав, разделяющие цели и задачи ПЕН-центра и изъявившие желание содействовать их реализации».
Другого устава у нас пока нет.
«Ну и что? – возражает один из «неофитов», представивший в качестве библиографии собственных сочинений нечто вроде выписки из трудовой книжки. – Русский ПЕН-центр отстал от жизни. Во всём мире писатель теперь – это не тот, кто сочиняет стихи, прозу, пьесы и эссеистику, а вообще ВСЯКИЙ, имеющий отношение к слову».
Например, не удержусь добавить я, знаменитый парикмахер из ЦДЛ Моисей Михайлович Моргулис, который десятилетиями стриг и брил советских «письменников» и был в курсе всех литературных страстей.
А ещё, вынужден буду напомнить я, КАЖДЫЙ национальный ПЕН-центр независим, о чём свидетельствует общая преамбула Международного ПЕН клуба. И нет СТАРШЕГО БРАТА в этом братстве свободных людей, соблюдающих Хартию, которая характеризует Международный ПЕН как организацию, стоящую вне политики, действующую «поверх барьеров».
Увы, храбрые «неофиты», которые жаждут непременных гонений от «кровавого режима», которых не устраивает спокойный и взвешенный тон официальных заявлений Русского ПЕН-центра (а им по нашему уставу в промежутке между двумя отчётно-перевыборными собраниями руководит исполком), создали свой «подпольный» сайт, незаконно используя логотип организации. А на скромную просьбу «показать личико», то есть объяснить, чей это сайт, на кого и где зарегистрирован, на чьи деньги содержится, отвечают загадочным молчанием.
Они вообще не в ладах с логикой. Группа писателей из Петербурга, всячески декларируя свою автономность от «неправильного» Русского ПЕН-центра, тем не менее активно диктует свои условия «ПЕНу московскому», которого не существует в природе, ибо все мы – от Калининграда до Владивостока – члены единого Русского ПЕН-центра.
Фрондёрам не нравится ВСЁ! «По многочисленным просьбам трудящихся» советское название «исполком» было заменено на традиционное «ПРАВЛЕНИЕ», но и это новшество тут же подверглось осуждению, посыпались новые упрёки в «диктате». Мирный тон новогоднего поздравления, призывающего прекратить вражду, компромиссное решение исполкома считать членами ПЕНа принятых в него с грубейшими нарушениями устава случайных людей (только бы избегнуть безобразного публичного скандала!), все другие меры, направленные на то, чтобы ПЕН мог работать без истерики и нервотрёпки, были восприняты как слабость. Что вызывает законный вопрос: а можно ли вообще о чём-либо договариваться с анонимными «подпольщиками»?
Кстати, на минувшем ОБЫЧНОМ ЕЖЕГОДНОМ собрании «пропагандисты», «агитаторы» и «пламенные революционеры», пытавшиеся в очередной раз «раскачать лодку», в очередной раз потерпели сокрушительное поражение. Новые попытки нарушить устав или ни с того ни с сего изменить его не встретили поддержки у писателей, сохраняющих здравомыслие и не желающих становиться игрушкой в руках «новых партийцев», чью бы политику они ни поддерживали.
Так что Русский ПЕН-центр, обновлённый в последнее время настоящими «профессиональными литераторами» разных возрастов и направлений (ВЛАДИМИР ТУЧКОВ, СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ, ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ, ЛЕВ ЯКОВЛЕВ, ИГОРЬ ХАРИЧЕВ, КСЕНИЯ АТАРОВА, АЛЕКСАНДР СНЕГИРЁВ, МАРИЯ ВАТУТИНА, НАДЕЖДА КОНДАКОВА, ТАТЬЯНА НАБАТНИКОВА, ЭРГАЛИ ГЕР, ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ, ГАЛИНА ИЛЮХИНА, ВИТАЛИЙ ДМИТРИЕВ, НИКОЛАЙ АНАСТАСЬЕВ, ЯН БРУШТЕЙН , ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВА, РИФАТ ГУМЕРОВ, АЛЕКСАНДР КИРОВ, ИГОРЬ КОРНИЕНКО, ВАЛЕНТИН КУРБАТОВ, ВИКТОРИЯ ЛЕБЕДЕВА, НАТАЛЬЯ ЛЯСКОВСКАЯ, ЮРИЙ МИЛОСЛАВСКИЙ, ДМИТРИЙ МУРЗИН, ДАНИЭЛЬ ОРЛОВ, АНДРЕЙ РУБАНОВ, АНДРЕЙ РУДАЛЕВ, РОМАН СЕНЧИН, ОЛЬГА ТУХАНИНА, СААДИ ИСАКОВ, ВЛАДИМИР ШПАКОВ, СЕРГЕЙ ИСАЕВ из Литвы, псевдоним CLANDESTINUS), пока что не пал жертвой политиканов и варваров.
Более того, у ПЕНа масса планов по возвращению к нормальной уставной ПИСАТЕЛЬСКОЙ правозащитной и просто деятельности, планы эти постепенно осуществляются. О чём городу и миру непременно будет поведано на грядущем отчётно-перевыборном собрании в конце этого года. После чего лично я, скорей всего, снова покину исполком, фигурантом которого стал в конце позапрошлого года лишь для того, чтобы помочь моему старому старшему товарищу Андрею Битову справиться с беспределом, нахлынувшим на созданную нами 25 лет назад организацию. Я не собираюсь тратить остаток своей писательской жизни на борьбу с неизвестно кем. Понятно, что литературный процесс требует обновления, возможно, консолидации всех здоровых писательских сил, как это предлагал Евгений Евтушенко, но это дело молодёжи. Мы уже достаточно потрудились на своём веку. Полагаю, что каждый член нашей организации, каждый писатель обязан сделать для неё и для всей нашей страны что-то полезное и хорошее, а не просто щеголять титулом Мember of the International PEN club со своей визитной карточки.