Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Дух веет где хочет

01 января 2007

Инна КАБЫШ

Мне позвонили из Вятки (да простит меня читатель, но мне приятнее называть этот старинный русский город его исконным именем, тем более что я уверена: рано или поздно Киров его себе вернёт) и пригласили принять участие в литературно-образовательном форуме «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе».
Я сразу же согласилась. Во-первых, тема форума показалась мне крайне интересной, а во-вторых, признаюсь, я никогда не упускаю возможности побывать в любом русском городе, где раньше не бывала, помня завет Гоголя русским писателям о том, что «надобно проездиться по России».
Я, как водится, всё перепутала и явилась в гости на день раньше. Но любезные хозяева тут же придумали мне «работу»: днём предложили выступить в школе, расположенной в пригороде Вятки – посёлке Радужном, а вечером сходить на концерт Юрия Башмета, чьё юбилейное турне пролегало в тот вечер как раз через Вятку.
Признаюсь, что в посёлок Радужный я ехала без особого энтузиазма: из чувства долга. Я заранее представляла себе типовую школу, построенную ещё в прошлом веке, с неуютным актовым залом, куда учителя литературы по указке директора сгонят старшеклассников слушать неведомого им столичного поэта.
Каково же было моё удивление, когда встретившая меня учительница литературы Тамара Ивановна Леонтьева (да, в школе советских времён, но об этом я как-то сразу забыла) сказала, что дети читали мои стихи («Где же они их взяли?» – «В Интернете!»), что у них был по ним не только урок, но и литературная гостиная (есть в этой школе и такая). Поймите меня правильно: дело не в том, что в далёком Радужном знают меня, а в том, что у учителей там доходят руки до современной поэзии, что у них есть в ней потребность.
Чего греха таить, в последнее время литература в школе стала предметом рациональным: дети читают (их, скажем прямо, заставляют) только то, что нужно для того, чтобы сдать-поступить. Я уверена (дай бог, чтобы я ошибалась): если в ближайшее время вдруг отменят сочинение по литературе, дети перестанут читать вообще (а родители и некоторые учителя-словесники вздохнут с облегчением: наконец-то не нужно будет никого «грузить» «Войной и миром» и «Тихим Доном»).
Что до современной литературы, а тем более поэзии, то это вещь с точки зрения школы абсолютно бесполезная: её нет ни в экзаменационных билетах, ни в темах сочинений. Чтение современной поэзии – это бескорыстный и, заметим, нелёгкий труд. Читать её может лишь тот, кто хочет разобраться в современной действительности, кому необходим диалог с поэтом-современником.
Великий русский читатель, сказала бы я о таких. А ведь книги современников, помимо всего прочего, ещё и достать нелегко: спасибо Интернету, дающему в любой точке мира выловить нужный текст в океане остальной информации.

Возвращалась я из Радужного, где слушали затаив дыхание, вопросы задавали заинтересованно, аплодировали искренне (уж я-то знаю, что такое детская аудитория, и могу разобраться, что в ней почём), в настроении самом радужном, подумав мартыновской строкой: «Какие хорошие выросли дети!»
А вечером был концерт Юрия Башмета (нужно было ехать в Вятку, чтобы попасть на Башмета!). В зале – я специально всмотрелась – от партера до балкона не было ни одного свободного места. «А ведь билеты не самые дешёвые, – заметила Елена Олеговна Галицких, заведующая кафедрой новейшей русской литературы Вятского педагогического университета, собственно и пригласившая меня в Вятку. – Полторы тысячи рублей…» В антракте я обратила внимание на то, что все пришедшие на концерт здороваются друг с другом. «В зале практически одни учителя», – улыбнулась Елена Олеговна.
«Учителя? – изумилась я, вспомнив стоимость билета, и поинтересовалась: – А какая же зарплата у здешнего учителя?» – «В среднем три-четыре тысячи», – ответила Елена Олеговна. Потратить ползарплаты, чтобы послушать Моцарта и Шнитке, согласитесь, в этом что-то есть.
И я даже рискну сформулировать что: стремление вырваться из тряского русского быта, сопротивление засилью масскультуры, если угодно, всемирная отзывчивость русской души.
На следующий день начался собственно форум, как я уже говорила, носивший название «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе». Я выступила на нём с докладом «Быть или не быть человеком?». Я говорила о том, что если на рубеже XIX–XX веков в воздухе носилась идея «наполеона» («сверхчеловека», по терминологии Ницше), то на рубеже XX–XXI веков отчётливо ощущается усталость человека быть человеком, его стремление быть «маленьким человеком», а то и вообще «не быть».
В романе Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», напечатанном в 1995 году, писатель даёт предельную метафору «маленького человека» – человеческий эмбрион. Этот эмбрион обладает рефлексией и способен послать в мир сигнал (в виде пятна на лбу беременной женщины) о том, что он не хочет рождаться.
Отказ человека «быть», по мысли писателя, есть один из сценариев конца света. Ведь конец света не обязательно наступит от того, что в зале погасят свет, он может произойти и потому, что «погаснут» зрители (в романе говорится именно об «угасании желания жить»).

Я говорила о всеобщей игре «на понижение», ведущейся телевидением, театром и, к сожалению, литературой и школой. Порадовало то, что мои слушатели в большинстве своём были со мной согласны, огорчило то, что я права. На извечный русский вопрос: «что делать?», я ответила своим коллегам: сопротивляться всеобщему оболваниванию, служить личным примером своим ученикам. На том и порешили.
В последний день работы форума, после моего поэтического вечера, когда нужно уже было уезжать, я посмотрела на усталые, хотя и счастливые, лица его организаторов и сказала: «Ну теперь отдохнёте!» – «Что вы!» – замахала руками Ксения Станиславовна Лицарева, декан филологического факультета. – Через пару дней начнутся Дни славянской письменности и культуры!...» Воистину: покой им только снится!
И это в Вятке, медвежьем углу, городе, куда в XIX веке ссылали (я по этому поводу подумала в рифму:
Если станет мне вдруг несладко –
я уж знаю свою страну! –
пусть сошлют меня в город Вятку –
к Грину, Герцену, Щедрину),
российской провинции, о которой говорят, что она спивается и вымирает.
Кстати, о провинции. По отношению к Вятке это слово совершенно неуместно. Ибо чем, как привыкли думать, отличается столица от провинции? Большей интенсивностью культурной жизни. Но ведь культура – это по большому счёту дух нации.
А дух, как известно, веет где хочет…

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Автомобилист против робота

    27.06.2025
  • Застава – в ружьё!

    26.06.2025
  • «Да вы мэтром стали»

    26.06.2025
  • 22 июня, искалечившее судьбы

    20.06.2025
  • Говорит Ленинград

    19.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS