Светлана Андреева – королева бокса. Этот титул не передаётся по наследству. Она неоднократно выигрывала чемпионаты России по боксу, кикбоксингу и тхэквондо, трижды была чемпионом Европы, а в 2007 году стала первой на чемпионате мира. Она самая настоящая королева, очень женственная на вид, и она одна-единственная. Все королевы мира, вместе взятые, которые свой титул получают по наследству, не могут даже близко с ней сравниться.
– Светлана Михайловна, видел, как вы проводите тренировки, и у меня сложилось впечатление, что ваш бокс включает в себя шахматы и художественную гимнастику. Бокс у вас изящен, непохож на мордобой, и вы учите своих воспитанников думать.
– Конечно, в боксе надо прежде всего быстро принимать решения. Поэтому мышление должно быть максимально развитое. Я не учу агрессивному боксу, ни в коем случае. В первую очередь это защита, работа от защиты, от контратаки. Поэтому, возможно, это выглядит со стороны так, как вы озвучили.
– У вас тренируются взрослые и дети?
– Да, взрослые и дети, мальчики и девочки, новички и профессиональные спортсмены, мастера спорта. У меня есть перспективные ребята: мальчик у меня занимается, ему 13 лет, он состоит в сборной России, и девочка тренируется у меня, она вызывается в сборную России по боксу.
– Давно уже я делал материал с Игорем Высоцким, чемпионом СССР по боксу. Помню, как он убеждённо говорил, что мальчикам заниматься боксом надо в обязательном порядке, для закалки своего характера, а вот про девочек у нас и речи даже не было…
– И девочкам полезно заниматься боксом. Мы сейчас не говорим о достижении высоких результатов в спорте, а чисто для себя. Бокс формирует стержень в человеке, а это главное, что нужно в жизни. Бокс даёт уверенность в себе и может пригодиться для самозащиты, только одни плюсы, минусов нет точно.
– Знаю, что вы любите животных...
– Да, люблю. Дома живут две собаки, но у меня ко всем животным очень трепетное отношение: собака, кошка, ёжик, хомячок – не имеет в принципе значения.
– Получается, что по характеру вы добрый человек. Это не мешало вам в единоборствах?
– Нет, конечно, здесь же спортивная злость, это разные вещи. Единоборствами я стала заниматься лет с восьми, и меня больше никуда не тянуло. Родители мне не препятствовали, главное, чтобы не было плохих оценок в школе; если они плохие, значит, ты не ходишь на тренировки, вот и всё. Мы жили тогда в Самарканде.
– В школе вы, наверное, дружили больше с мальчиками?
– Я верховодила среди них.
– У вас была мечта стать чемпионом мира?
– Конечно! Я к этому шла. Но мечты сбываются только у трудоголиков, надо пахать, чтобы добиться результатов.
– Когда пришли первые серьёзные успехи?
– Если мы говорим о чемпионатах России и Европы, то уже ближе к совершеннолетию.
– Родители у вас живы?
– Нет, я их похоронила.
– Извините, пожалуйста. Как их звали?
– Михаил Романович и Татьяна Фёдоровна.
– Царство Небесное вашим родителям. Они увидели при жизни ваш триумф, ваши мировые достижения?
– Увидели, конечно, радовались за меня, только отговаривали выступать. Думаю, они меня жалели.
– Вы мастер спорта международного класса по боксу, кикбоксингу, тхэквондо, мастер спорта по рукопашному бою. Разными видами единоборств вы занимались, получается, одновременно?
– Сначала занималась тхэквондо, потом был только бокс, а затем уже всё вместе. Поэтому сборы, соревнования стали для меня, можно сказать, одним беспрерывным процессом, и это длилось пятнадцать лет.
– Невообразимо! Работоспособность удивительная!
– Если есть хорошие навыки хотя бы в одном из видов единоборств и есть хорошее мышление, то всё остальное даётся уже без проблем. Ноги у меня поставлены были с самого детства, когда занималась тхэквондо, только приходилось дополнять немного.
– Когда вы стали заниматься тренерской работой?
– Последний профессиональный поединок (это был бокс) я провела в 2010 году и после него стала заниматься тренерской работой, с утра до вечера. Я могла бы и сегодня выступать на ринге, потому что не потеряла свои качества и навыки, но у меня есть травмы, которые уже мне не дадут полноценно проводить поединки.
– Вы выиграли свой последний бой?
– Да, выиграла.
– Сколько провели всего боёв?
– В общей сложности, если считать по всем дисциплинам, где-то 150 боёв.
– Счёт побед и поражений?
– Может быть, десять поражений было, это максимум.
– Украинский боксёр Александр Усик всегда осеняет себя крестом, рукой в перчатке, прямо перед боем...
– Да, тоже читала молитвы, «Отче наш» читала, «Богородице Дево, радуйся…».
– Вы сегодня тренер и руководитель клуба. Генеральный конструктор и генеральный директор в одном лице. Не трудно совмещать творческую и коммерческую работу?
– Приходится. Потому что неохота у кого-то быть под каблуком и выполнять работу, которая на пользу не идёт. Я лучше знаю, как мне строить тренировочный процесс. Вот и всё. Три года проработала руководителем государственного спортивного комплекса «Боевые перчатки». Потом меня оттуда культурно попросили. Сначала поставили невыполнимые условия, вероятно, хотели освободить место для своего человека, потребовали от меня впихнуть в зал немыслимое число людей. Я объясняла, что клуб лопнет, что столько народу в зал не впихну. Набить столько людей в тот зал было нереально, они бы вплотную стояли друг к дружке... Здесь у меня, видите, просматривается вся площадка от начала до конца... В общем, я не могла физически через себя переступить, закрыть глаза на то, что тренировочный процесс при таких условиях организовать нельзя. Понимала, что ничем хорошим это не закончится, попросила три месяца отсрочки, нашла здание, отремонтировала и переехала сюда. Здесь только мусора и демонтажа было вывезено 70 кубов. Не было ни отопления, ни горячей воды, ничего не было. Поэтому пришлось, конечно, много поработать, много вложить сил и средств. Все мои личные сбережения ушли на ремонт и обустройство клуба, но зато ребята, которые занимались у меня в клубе «Боевые перчатки», практически все перешли ко мне, сюда.
– Я вас с этим поздравляю! Это самая высокая оценка вашего труда. Но вот что убивает в таких случаях: вы уникальный человек, тренер, можно так сказать, от Бога, вас нужно было поддержать, создать условия – работайте, воспитывайте чемпионов! Вместо этого, по существу, выгнали на улицу! И вы если бы не показали свой характер, не взяли бы в аренду помещение, не вложили свои деньги, то так бы и остались не у дел... Чудовищная практика! И такое у нас сплошь и рядом.
– Знаете, как говорят, нет худа без добра.
– Вы довольны своим положением?
– Абсолютно! Сегодня я самостоятельный свободный человек, и это мне приносит удовлетворение. Даже несмотря на то, что все заботы о клубе лежат теперь на мне, а ещё должно оставаться время на тренерскую работу. У меня минимум три группы в день. С каждой группой – два часа занятий. Клуб у нас работает с 8 до 22 часов, шесть дней в неделю.
– Клуб ваш называется «КИТЭК». Расшифруйте, пожалуйста.
– Это первые буквы, они сделаны заглавными, от названия единоборств – кикбоксинг и тхэквондо.
– Атмосфера в вашем клубе очень дружелюбная. Это чувствуешь уже с порога.
– У меня по-другому и быть не может. Методика, по которой тренируют в клубе, не имеет аналогов в мире. Если сейчас выйти в зал, то мы увидим, что с одной группой занимаются несколько тренеров. С новичками надо отдельно заниматься, и они требуют очень много времени на объяснения. Одному тренеру очень сложно уделить внимание каждому, если группа составляет 20 человек.
– Сколько у вас тренеров?
– У меня 12 тренеров, все со званиями КМС или мастеров спорта.
– Вы меня снова удивляете. Частный клуб, казалось бы, на всём необходимо экономить, но у вас на первом месте не расчёт, не барыши, а качество работы. Вас, пожалуй, можно назвать королевой бокса?
– Есть девчонки, которые в спортивных достижениях превзошли меня. Но если брать всё вместе – то, что у меня свой клуб, команда, – то, наверное, можно назвать королевой бокса.
– Это будет справедливо.
– Вы у меня спрашивали, когда я начала тренировать, я ответила, что после окончания выступлений. На самом деле я пробовала тренировать ещё в юности, в подростковом возрасте, хотя самой заниматься и параллельно тренировать очень сложно, не всегда хватает энергии. Но я уже тогда заметила, что когда ты тренируешь, то видишь и свои ошибки. Поэтому сегодня я учу своих воспитанников, чтобы они брали для определённой практики хотя бы одного-двух новичков.
– У меня ещё один вопрос вертится на языке. Вы раньше негативно относились к боям на голых кулаках, а теперь у вас своя команда, которая выступает в кулачных боях.
– Бои на голых кулаках не так давно появились, буквально года три назад. Да, изначально у меня к ним было отрицательное отношение, но мои спортсмены потянулись к этим поединкам, и я решила, что лучше сама буду их готовить, чем они побегут непонятно куда и к кому. И переключилась сейчас вместе с ними на «кулачку», больше в этом направлении работаю. По всей России выступают чаще всего спортсмены-одиночки, а у нас команда. Она прямо здесь базируется, в клубе. Это моя команда. Таких клубов, может быть, ещё два-три на всю Россию.
– В Грозном существует знаменитый клуб «Ахмат». Имею в виду бойцовский клуб. Конечно, у них мощная поддержка главы Чеченской Республики, прекрасные условия для тренировок, финансирование, но, невзирая ни на что, вы могли бы с ними потягаться?
– Почему бы и нет? Вполне возможно.
– Нет, не восхищаться вами просто невозможно! Вы могли бы рассказать немного про свою семью?
– Я не замужем.
– Борщ готовить не умеете?
– Ой, я в своё время два года работала помощником повара в доме отдыха.
– Тогда в чём дело? Красивая женщина, умная женщина, успешная женщина, знаменитая женщина – и одна, не замужем?
– Ну, во-первых, когда у меня были интенсивные выступления в спорте, меня это не интересовало. И сегодня я своим спортсменам, когда они на этапе подготовки, просто запрещаю иметь какие-либо отношения, потому что они отвлекают, и отвлекают очень серьёзно. Я себе тоже это не позволяла. А когда закончила выступать, мне уже было тридцать лет, я уже как человек сформировалась и была самодостаточна. Тут ещё накладывается, пожалуй, то, что я работала с мужским полом и видела, какой он слабый к нагрузкам, к травмам. Это меня тоже, скажем так, не окрыляло. Сильных мужчин нет. Наверное, боялись ко мне свататься.
– Вот же дурачьё! А я пенсионер, мне бы годков двадцать сбавить, я бы за вами точно приударил... Почему у вас грустные глаза?
– У меня? Грустные глаза? Нет, усталые просто, наверное.
– У вас день рождения – 12 сентября. Как вы обычно его отмечаете?
– Здесь, в зале, провожу тренировки. Кто-то приезжает, поздравляет, а я на работе в обязательном порядке.
– Светлана Михайловна, спасибо вам большое за беседу.