Российский молодёжный продолжает прокладывать для своего титульного зрителя маршруты по советскому прошлому – этой terra incognita, которую он знает не по личному опыту. Восполнить отсутствие прямого контакта может контакт опосредованный – художественный, без которого – и рамтовцы в этом абсолютно убеждены – разорванные связи времён не восстановить. Недавняя большая премьера – спектакль Алексея Бородина «Душа моя Павел» по одноимённому роману Алексея Варламова – это путешествие в начало 80-х, когда, по словам самого режиссёра, «одни ещё верили в светлое будущее и окружающую их стабильность, а другие точно знали, что совсем скоро от привычного мира ничего не останется». Молодой режиссёр Алексей Золотовицкий замахнулся на гораздо более значительный временной отрезок, вместивший в себя жизни трёх поколений, задумав перенести на сцену роман Марии Степновой «Женщины Лазаря».
Это вторая работа Золотовицкого в РАМТе – в 2018-м он инсценировал повесть известного советского писателя Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире». Уже тогда было ясно – постановщик чувствует структуру прозаического текста и понимает, что литература существует на театральной сцене по своим законам, отличным от законов драматургии. Это и обеспечило спектаклю счастливую сценическую жизнь в рамтовском репертуаре. Но главное, что отличает Алексея (воспитанника Олега Кудряшова) от большинства режиссёров его поколения, обращающихся к реалиям советской жизни, он не пытается «взломать» её отмычками сегодняшнего дня, а искренне стремится разобраться в системе координат, эту жизнь регламентировавших. В работе над многоплановыми и разновременными «Женщинами Лазаря» (действие разворачивается между 1918 и 1998 годами) это было особенно важно.
В 2012-м Марина Степнова была удостоена за свой роман третьей премии «Большой книги». Семейная сага на фоне бурной эпохи – жанр сегодня весьма востребованный. Потому что эпоха со всеми её катаклизмами – это рама, в пространстве которой разворачивается повседневная жизнь каждого из нас, а читатель, раскрывая книгу, надеется обнаружить на её страницах кого-то, до боли напоминающего его самого. И зритель идёт в театр за тем же чувством узнавания. За пониманием и сочувствием. В «Женщинах Лазаря» – бумажных или сценических – он всё это найдёт.
Дом, за надёжными стенами которого можно укрыться от невзгод и сохранить самого себя, и любовь, способная придать смысл жизни, даже когда он утерян, казалось бы, безвозвратно. Писательница, а вслед за нею и режиссёр пытаются проанализировать, что происходит с природой женщины, если у неё есть и то и другое, что-то одно или вообще ничего. Но романисту для этого требуется множество персонажей, а режиссёру Золотовицкому и автору инсценировки Миле Денёвой достаточно троих. Три женщины в разном: домашне-уютная Маруся (Анна Ковалёва) в скромном ситчике в белый горошек, мраморно- жёсткая и холодная Галина Петровна (Нелли Уварова или Дарья Семёнова) в элегантном сером костюме и беззащитно-хрупкая Лидочка (Антонина Писарева), сменяющая по ходу действия балетный комбинезон на голубенькое платьице с оборочками.
Три женщины, судьбы которых намертво впаяны в судьбу гениального физика Лазаря Иосифовича Линдта из когорты «крёстных отцов» советской атомной бомбы. Но ни сам Линдт, ни прочие мужские персонажи на сцене не появятся. Зрителям, разместившимся в пятирядном амфитеатре прямо на огромной рамтовской сцене, предстоит погружение в, если можно так выразиться, дистиллированно женский мир. Актрисы не играют своих героинь, не перевоплощаются в них до конца – каждая оставляет некий зазор для взгляда со стороны. Для личной иронии, сочувствия, а главное – размышления.
Юный Линдт, пригретый старшим коллегой, влюбляется в его жену – Марусю, как мальчишка, рано оставшийся без матери. И для Анны Ковалёвой в этой женщине самым важным является великое смирение перед бездетной участью, дающее силы жить в любви к миру и людям. Выросший в маститого, почти всесильного академика, Линд делает своей женой молодую лаборантку Галочку, в одну ночь силой выдернув её из собственной жизни и запаяв в золотой клетке академической жены. Нелли Уварова буквально в режиме реального времени показывает, как проклёвывается в сломанной Галочкиной душе монстр, не ведающий ни любви, ни сострадания. Тень Линдта, много лет назад отошедшего в мир иной, витает над внучкой Лидочкой, похожей на деда как две капли воды и вдобавок, к несчастью, унаследовавшей от него гениальность, только не в физике, а в балете. И главной темой для Антонины Писаревой становится проблема неготовности человека к своему дару.
По воле сценографа Софьи Егоровой холодные зеркала балетного класса (хореограф Екатерина Кислова поставила актрисам настоящую балетную пластику) неслышным поворотом открывают перед публикой бережно воссозданные уголки канувшей в Лету жизни – все эти кожаные диваны, массивные комоды, лампы с оранжевыми абажурами. Этот призрачный мир на два часа обретает и свет, и звук, и плоть, и стать. И понимаешь, что это мы делим время на эпохи, периоды, годы. А оно непрерывно. И сегодня мы таковы, потому что вчера наши папы и мамы были иными…