Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2023 г.
Искусство Культура

Два часа без антракта в советском прошлом

«Женщины Лазаря» Марии Степновой в РАМТе – проза начинает и выигрывает

24 марта 2023
Сцена из спектакля

Российский молодёжный продолжает прокладывать для своего титульного зрителя маршруты по советскому прошлому – этой terra incognita, которую он знает не по личному опыту. Восполнить отсутствие прямого контакта может контакт опосредованный – художественный, без которого – и рамтовцы в этом абсолютно убеждены – разорванные связи времён не восстановить. Недавняя большая премьера – спектакль Алексея Бородина «Душа моя Павел» по одноимённому роману Алексея Варламова – это путешествие в начало 80-х, когда, по словам самого режиссёра, «одни ещё верили в светлое будущее и окружающую их стабильность, а другие точно знали, что совсем скоро от привычного мира ничего не останется». Молодой режиссёр Алексей Золотовицкий замахнулся на гораздо более значительный временной отрезок, вместивший в себя жизни трёх поколений, задумав перенести на сцену роман Марии Степновой «Женщины Лазаря».

Это вторая работа Золотовицкого в РАМТе – в 2018-м он инсценировал повесть известного советского писателя Юрия Коваля «Самая лёгкая лодка в мире». Уже тогда было ясно – постановщик чувствует структуру прозаического текста и понимает, что литература существует на театральной сцене по своим законам, отличным от законов драматургии. Это и обеспечило спектаклю счастливую сценическую жизнь в рамтовском репертуаре. Но главное, что отличает Алексея (воспитанника Олега Кудряшова) от большинства режиссёров его поколения, обращающихся к реалиям советской жизни, он не пытается «взломать» её отмычками сегодняшнего дня, а искренне стремится разобраться в системе координат, эту жизнь регламентировавших. В работе над многоплановыми и разновременными «Женщинами Лазаря» (действие разворачивается между 1918 и 1998 годами) это было особенно важно.

В 2012-м Марина Степнова была удостоена за свой роман третьей премии «Большой книги». Семейная сага на фоне бурной эпохи – жанр сегодня весьма востребованный. Потому что эпоха со всеми её катаклизмами – это рама, в пространстве которой разворачивается повседневная жизнь каждого из нас, а читатель, раскрывая книгу, надеется обнаружить на её страницах кого-то, до боли напоминающего его самого. И зритель идёт в театр за тем же чувством узнавания. За пониманием и сочувствием. В «Женщинах Лазаря» – бумажных или сценических – он всё это найдёт.

Дом, за надёжными стенами которого можно укрыться от невзгод и сохранить самого себя, и любовь, способная придать смысл жизни, даже когда он утерян, казалось бы, безвозвратно. Писательница, а вслед за нею и режиссёр пытаются проанализировать, что происходит с природой женщины, если у неё есть и то и другое, что-то одно или вообще ничего. Но романисту для этого требуется множество персонажей, а режиссёру Золотовицкому и автору инсценировки Миле Денёвой достаточно троих. Три женщины в разном: домашне-уютная Маруся (Анна Ковалёва) в скромном ситчике в белый горошек, мраморно- жёсткая и холодная Галина Петровна (Нелли Уварова или Дарья Семёнова) в элегантном сером костюме и беззащитно-хрупкая Лидочка (Антонина Писарева), сменяющая по ходу действия балетный комбинезон на голубенькое платьице с оборочками.

Три женщины, судьбы которых намертво впаяны в судьбу гениального физика Лазаря Иосифовича Линдта из когорты «крёстных отцов» советской атомной бомбы. Но ни сам Линдт, ни прочие мужские персонажи на сцене не появятся. Зрителям, разместившимся в пятирядном амфитеатре прямо на огромной рамтовской сцене, предстоит погружение в, если можно так выразиться, дистиллированно женский мир. Актрисы не играют своих героинь, не перевоплощаются в них до конца – каждая оставляет некий зазор для взгляда со стороны. Для личной иронии, сочувствия, а главное – размышления.

Юный Линдт, пригретый старшим коллегой, влюбляется в его жену – Марусю, как мальчишка, рано оставшийся без матери. И для Анны Ковалёвой в этой женщине самым важным является великое смирение перед бездетной участью, дающее силы жить в любви к миру и людям. Выросший в маститого, почти всесильного академика, Линд делает своей женой молодую лаборантку Галочку, в одну ночь силой выдернув её из собственной жизни и запаяв в золотой клетке академической жены. Нелли Уварова буквально в режиме реального времени показывает, как проклёвывается в сломанной Галочкиной душе монстр, не ведающий ни любви, ни сострадания. Тень Линдта, много лет назад отошедшего в мир иной, витает над внучкой Лидочкой, похожей на деда как две капли воды и вдобавок, к несчастью, унаследовавшей от него гениальность, только не в физике, а в балете. И главной темой для Антонины Писаревой становится проблема неготовности человека к своему дару.

По воле сценографа Софьи Егоровой холодные зеркала балетного класса (хореограф Екатерина Кислова поставила актрисам настоящую балетную пластику) неслышным поворотом открывают перед публикой бережно воссозданные уголки канувшей в Лету жизни – все эти кожаные диваны, массивные комоды, лампы с оранжевыми абажурами. Этот призрачный мир на два часа обретает и свет, и звук, и плоть, и стать. И понимаешь, что это мы делим время на эпохи, периоды, годы. А оно непрерывно. И сегодня мы таковы, потому что вчера наши папы и мамы были иными…

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS