Людмила Русина,
Симферополь
«Трудно вообразить, как поколения людей, предшествующие тому, которому Александр Грин подарил свое творчество, обходились без «Алых парусов», без «Золотой цепи», без «Блистающего мира», без «Бегущей по волнам» и десятков других произведений, созданных гением столь удивительным, способным пленять всех, и старых и малых, чьи души открыты страстной и доброй мечте». Так определил значение творчества Александра Грина известный крымский писатель Анатолий Иванович Домбровский в своей статье «Блистающий мир Александра Грина».
Представляется интересным проследить общие моменты в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского. Писателей столь разных и все же духовно близких в понимании высшего предназначения человека на Земле. «С силой порыва ветра» врываясь в сердца людей, Грин зовет читателей в свой мир, в котором он живет как бы параллельно с земной жизнью, облекая его в образ «блистающего мира». «Мир, недоступный, может быть, всем…» Но доступный для тех, кто верит в свою мечту, как верил сам Грин и его герои – мечтатели, «делающие чудеса своими руками». И так маняще предстает та «облачная страна», куда улетает, без видимых физических усилий и средств, а только благодаря «внутреннему усилию, подобному вздоху, вызванному восторгом», Друд – главный герой романа Грина «Блистающий мир». Он является проводником миролюбивой и жизнеутверждающей идеологии, которой противостоит порабощающая и враждебная свободе человеческого духа идеология в лице Руны Бегуэм и так называемого Руководителя. И Друд резко отвергает соглашение с этими силами зла и насилия. «Без сомнения, путем некоторых крупных ходов, я мог бы поработить всех, но цель эта для меня отвратительна. Она помешает жить». Друд олицетворяет собой идею – духовный порыв человека к высшему пониманию смысла жизни; торжество Духа и Мечты. Самим своим существованием он подтверждает реальность того, к чему призывает людей: к раскрепощению и раскрытию тех возможностей и творческого потенциала, которые заложены в них; к свету, добру и гармонии – в их сердцах.
«Только на самом себе познаю я мир человеческих чувств» – писал Грин. И познать окружающий мир через познание самого себя – такова основная мысль романа «Бегущая по волнам». Главный герой Томас Гарвей, путешественник и философ, стремится с «силой более повелительной, чем страсть или магия» к постижению своего Несбывшегося – как вершины познания себя. К пониманию глубины непознанного в самом человеке призывает Дэзи, юная героиня этого романа. «Надо его (человека) понять, чтобы увидеть, как много невидимого». Но – видимого для мудрого взора Грина, прозревавшего, как много душевных сил таится в человеке для достижения им своей цели и своей мечты, пусть, кажущейся и несбыточной. Того Несбывшегося, которое так манит Томаса Гарвея и которое он постигает не в грезах о его «туманных берегах», а в реальных действиях для этого. И этим «заслуживший право и счастье видеть все, что он хочет и видит там, где хочет». Как и «заслуженное право» самого Грина.
Свою фантастическую способность к полету Друд воспринимает как что-то вполне естественное. Такой же естественной считает свою «тайну»: способность к перевоплощению, благодаря воображению, в его любимых птиц, – деревенский мальчик Санча, «фантазер» из повести Анатолия Домбровского «Голубая тень белого камня»: «Когда тебе девять лет, сделать это очень легко… Если захочешь, конечно, если нужно…». «Человеку дано больше, чем то, на что он решается в своей жизни» – говорится в повести. И подтверждение тому – исполнение самой заветной мечты мальчика – летать как птицы, вопреки неверию и сомнению окружающих: «…гран сомнения всегда с нами, и, значит, не будет чудес» (Егорыч). И, созвучно мыслям Грина о значении мечты в жизни человека и реальности ее воплощения, Домбровский пишет в выше упоминаемой статье: «Несбывшееся – это нереализованная возможность свершившегося, это будущее. И хотя оно пока лишь в воображении, в мечте, ничто не помешает ему стать реальностью».
В образе главного героя романа А. Домбровского «Падение к подножию пирамид» Петра Петровича Лукашевского, романтика и философа, проявляется романтизм самого писателя. Лукашевский в прошлом – капитан дальнего плавания, что вызывает ассоциацию с моряками, героями произведений Грина: по стойкости духа, решительности и благородству души. Романтична и окружающая его обстановка. Как смотритель маяка, он живет вдали от суеты и многолюдья города. Да и сам маяк расположен на загадочном, овеянном легендами, мысе Тарханкут, судя по описанию. И любит с башни маяка созерцать морской простор, который всегда волновал Петра Петровича и вызывал у него «чувство полета, полета не над землей, а над мирами, над звездами». Такой «высокий полет» рождает высокие мысли и ощущение человеком его собственной власти, как «властелина бесконечности», чтобы взлететь, пусть в воображении, «возвышаясь душой» над всем, что тяготит и приземляет его в жизни. Образ Лукашевского в романе многолик, и представляет собой «что-то из области фантастики». Как и те невероятные и необъяснимые события, и метаморфозы, которые происходят с ним и вокруг него. Лукашевский существует как бы в трех ипостасях: просто человек, тень хозяина (его двойник) и режиссер (господин) – обладатель могущественной власти, символизирующий собой (в положительном ракурсе) тот потенциал и те возможности, которые даны человеку.
Грина и Домбровского объединяет любовь к морю, которая находит свое выражение в их творчестве. Восприятие, впечатления и художественные краски при описании морской стихии у писателей, безусловно, разные, но общее в них – глубина и искренность чувств. Их также объединяет превосходное знание ими морского дела и судоходства, что придает убедительную достоверность образам их героев-моряков. Это неудивительно для Грина, пусть и родившегося и жившего в юности вдали от моря в городе Слободском, на Вятке, а затем и в Вятке, но почерпнувшего знания о кораблях из книг и плававшего матросом на морских судах. Поражает у Домбровского, родившегося и выросшего вблизи моря, но человека, далекого от дел, связанных с мореплаванием. Его познания в этой области – результат огромного труда, поиска и доскональной проработки материалов по этой теме.
Наблюдается и переплетение жизненных судеб писателей с судьбами героев их произведений. «Капитаном» называла Грина его жена Нина Николаевна и его друзья за любовь к морю и высокую ответственность за воплощенных героев романтических устремлений на созданном им «гринландском корабле». А у Домбровского сходные автобиографические моменты с писателем имеет его герой капитан Лукашевский. Возраст – пятьдесят семь лет, тот же что и у Домбровского, когда он писал роман «Падение к подножию пирамид», столько же лет и главному действующему герою его произведения. У них общее увлечение: рисование, написание живописных полотен. И все размышления Лукашевского – это анализ современной действительности и предвидение будущего развития человечества: от писателя – философа.
Произведения Александра Грина притягательны тем, что в них, наряду с фантастикой и приключениями, присутствуют его философская мысль и интеллект, придающие им глубину и содержательность. В этом плане выделяется роман «Блистающий мир», в котором наиболее ясно и полно переданы через главного героя концепция жизни, мировоззрение и идеи самого писателя. В нем также много кратких, философских изречений-афоризмов, зачастую, в аллегорической форме. «Творить – это ведь разделять, вводя свое в массу чужой души». «Как стягивается туманность, образуя планету, так растет образ». «… о главном надо говорить сразу или оно заснет, как волна, политая с корабля маслом».
Афоризмы являются характерной, неотъемлемой частью и творчества Анатолия Домбровского, как писателя-философа. В них концентрированно и лаконично выражены глубокие мировоззренческие и философские взгляды писателя, которыми он делится с читателем в размышлениях на волнующие его темы. Анализ афористичных высказываний, приведенных в его произведениях, показал, что в количественном выражении в текстах преобладают афоризмы по теме «нравственные и духовные доминанты», и немного меньше – по теме «знание». И это соответствует направленности его творчества. Такое же понимание значения духовности и нравственности, а также познания окружающего мира через познание самого себя и своего места в нем отражено и в произведениях Грина. И это объединяет мировоззренческие взгляды Грина и Домбровского и демонстрирует их общую идейную платформу, определяющую цель и смысл жизни человека.
Таким образом, основными общими моментами в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского видятся: романтизм, фантастика, в определенной степени и философия. И в то же время оба писателя – подлинные реалисты. Грин считал метод реализма обязательным при написании его «необычных вещей». Идейный «каркас» их произведений наполняет живое пространство реальности: описание обыденной окружающей обстановки, происходящих событий, характеров и судеб героев – сама правда жизни. Грина и Домбровского сближает духовная направленность их творчества, понимание значения истинных человеческих ценностей и вера в безграничные возможности человека и его духа для реализации самых дерзновенных планов и высокой Мечты.
Крым объединил двух замечательных писателей Александра Грина и Анатолия Домбровского – как место, которое вдохновляло их на творчество, и прославило их. Грин переехал в Крым вместе с женой из Ленинграда в 1924-м году. Несколько лет они жили в Феодосии. А, затем, в 1930-м году перебрались в Старый Крым, где писатель обрел долгожданный покой в его первом, за всю его многотрудную и скитальческую жизнь, собственном домике, купленном за деньги от продажи Ниной Николаевной золотых часиков – свадебного подарка мужа. В этот приезд Грин открыл для себя Крым по-новому, хотя, бывал в нем и прежде, еще до революции, и полюбил его. Он почувствовал крымскую землю, как близкую и родственную его душе, и творческим исканиям. Обладая необыкновенной наблюдательностью, он воплотил в своих произведениях художественное описание увиденных им мест: море и горы, города и поселки, побережье, заливы и бухты – узнаваемых для крымчан. И на страницах его книг словно оживает воображаемая «облачная страна», обретая зримые очертания крымской «Гринландии». Годы жизни Грина в Крыму – расцвет его литературной деятельности. В это время им были написаны глубокие, исполненные философского смысла и высокой Романтики, романы: «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда», рассказы «Фанданго» и «Акварель», «Автобиографические очерки», «Автобиографическая повесть» и другие произведения. Остался неоконченным его роман «Недотрога», над которым он работал до последних дней своей жизни. «Знаю, что мое настоящее будет всегда звучать в сердцах людей» – предсказывал Грин. И его предсказание сбылось…
Для Анатолия Домбровского, родившегося в Крыму, тема Крыма самая близкая и любимая. Она проходит через большинство его произведений, наполняя их страницы запахом степной травы, свежестью морских волн и завораживающим полетом столь любимых им птиц. Как и его маленький герой Санча, он нашел то «место, где сильно-сильно бьется сердце» и сбываются самые заветные желания – это Крым, где исполнилась его мечта: «Стать писателем я мечтал с детства». И именно в нем в полной мере раскрылся его блистательный и многогранный писательский талант. Домбровский никогда не был бесстрастным наблюдателем процессов в обществе и жизни людей в Крыму, а всегда чутко и остро реагировал на все происходящее на полуострове. И в его романах: о гражданской войне в Крыму и жизни крымского села в послевоенные годы, в публицистических статьях, злободневных в постперестроечное время, бьется пульс истинного патриота своей родной земли. С болью и горечью описывая состояние культуры и, в частности, в Крыму, он все-таки верит в перспективу ее будущего процветания и «уверен, что Крым, с его непреходящим культурным наследием, станет духовной и культурной Меккой». Домбровского «тянет словно магнитом в Крым, отчий край» при каждом расставании с ним. А читателей «тянет словно магнитом» к его книгам после прочтения хотя бы одной из них. Тянет снова и снова перечитывать их, поражаясь тому, как этот волшебник слова смог так понятно и более глубоко, чем его современники, выразить свои мысли и чуства. Завораживает и вызывает желание «подтянуться» умом к мудрости его изречения, в котором, по сути, представлено его жизненное и творческое кредо: «Человек – абсолютная ценность для себя и всего мира».