Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 октября 2018 г.

Два писателя (А.Грин – А.Домбровский)

22 октября 2018

Людмила Русина,
Симферополь

 

«Трудно вообразить, как поколения людей, предшествующие тому, которому Александр Грин подарил свое творчество, обходились без «Алых парусов», без «Золотой цепи», без «Блистающего мира», без «Бегущей по волнам» и десятков других произведений, созданных гением столь удивительным, способным пленять всех, и старых и малых, чьи души открыты страстной и доброй мечте». Так определил значение творчества Александра Грина известный крымский писатель Анатолий Иванович Домбровский в своей статье «Блистающий мир Александра Грина».

Представляется интересным проследить общие моменты в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского. Писателей столь разных и все же духовно близких в понимании высшего предназначения человека на Земле. «С силой порыва ветра» врываясь в сердца людей, Грин зовет читателей в свой мир, в котором он живет как бы параллельно с земной жизнью, облекая его в образ «блистающего мира». «Мир, недоступный, может быть, всем…» Но доступный для тех, кто верит в свою мечту, как верил сам Грин и его герои – мечтатели, «делающие чудеса своими руками». И так маняще предстает та «облачная страна», куда улетает, без видимых физических усилий и средств, а только благодаря «внутреннему усилию, подобному вздоху, вызванному восторгом», Друд – главный герой романа Грина «Блистающий мир». Он является проводником миролюбивой и жизнеутверждающей идеологии, которой противостоит порабощающая и враждебная свободе человеческого духа идеология в лице Руны Бегуэм и так называемого Руководителя. И Друд резко отвергает соглашение с этими силами зла и насилия. «Без сомнения, путем некоторых крупных ходов, я мог бы поработить всех, но цель эта для меня отвратительна. Она помешает жить». Друд олицетворяет собой идею – духовный порыв человека к высшему пониманию смысла жизни; торжество Духа и Мечты. Самим своим существованием он подтверждает реальность того, к чему призывает людей: к раскрепощению и раскрытию тех возможностей и творческого потенциала, которые заложены в них; к свету, добру и гармонии – в их сердцах.

«Только на самом себе познаю я мир человеческих чувств» – писал Грин. И познать окружающий мир через познание самого себя – такова основная мысль романа «Бегущая по волнам». Главный герой Томас Гарвей, путешественник и философ, стремится с «силой более повелительной, чем страсть или магия» к постижению своего Несбывшегося – как вершины познания себя. К пониманию глубины непознанного в самом человеке призывает Дэзи, юная героиня этого романа. «Надо его (человека) понять, чтобы увидеть, как много невидимого». Но – видимого для мудрого взора Грина, прозревавшего, как много душевных сил таится в человеке для достижения им своей цели и своей мечты, пусть, кажущейся и несбыточной. Того Несбывшегося, которое так манит Томаса Гарвея и которое он постигает не в грезах о его «туманных берегах», а в реальных действиях для этого. И этим «заслуживший право и счастье видеть все, что он хочет и видит там, где хочет». Как и «заслуженное право» самого Грина.

Свою фантастическую способность к полету Друд воспринимает как что-то вполне естественное. Такой же естественной считает свою «тайну»: способность к перевоплощению, благодаря воображению, в его любимых птиц, – деревенский мальчик Санча, «фантазер» из повести Анатолия Домбровского «Голубая тень белого камня»: «Когда тебе девять лет, сделать это очень легко… Если захочешь, конечно, если нужно…». «Человеку дано больше, чем то, на что он решается в своей жизни» – говорится в повести. И подтверждение тому – исполнение самой заветной мечты мальчика – летать как птицы, вопреки неверию и сомнению окружающих: «…гран сомнения всегда с нами, и, значит, не будет чудес» (Егорыч). И, созвучно мыслям Грина о значении мечты в жизни человека и реальности ее воплощения, Домбровский пишет в выше упоминаемой статье: «Несбывшееся – это нереализованная возможность свершившегося, это будущее. И хотя оно пока лишь в воображении, в мечте, ничто не помешает ему стать реальностью».

В образе главного героя романа А. Домбровского «Падение к подножию пирамид» Петра Петровича Лукашевского, романтика и философа, проявляется романтизм самого писателя. Лукашевский в прошлом – капитан дальнего плавания, что вызывает ассоциацию с моряками, героями произведений Грина: по стойкости духа, решительности и благородству души. Романтична и окружающая его обстановка. Как смотритель маяка, он живет вдали от суеты и многолюдья города. Да и сам маяк расположен на загадочном, овеянном легендами, мысе Тарханкут, судя по описанию. И любит с башни маяка созерцать морской простор, который всегда волновал Петра Петровича и вызывал у него «чувство полета, полета не над землей, а над мирами, над звездами». Такой «высокий полет» рождает высокие мысли и ощущение человеком его собственной власти, как «властелина бесконечности», чтобы взлететь, пусть в воображении, «возвышаясь душой» над всем, что тяготит и приземляет его в жизни. Образ Лукашевского в романе многолик, и представляет собой «что-то из области фантастики». Как и те невероятные и необъяснимые события, и метаморфозы, которые происходят с ним и вокруг него. Лукашевский существует как бы в трех ипостасях: просто человек, тень хозяина (его двойник) и режиссер (господин) – обладатель могущественной власти, символизирующий собой (в положительном ракурсе) тот потенциал и те возможности, которые даны человеку.

Грина и Домбровского объединяет любовь к морю, которая находит свое выражение в их творчестве. Восприятие, впечатления и художественные краски при описании морской стихии у писателей, безусловно, разные, но общее в них – глубина и искренность чувств. Их также объединяет превосходное знание ими морского дела и судоходства, что придает убедительную достоверность образам их героев-моряков. Это неудивительно для Грина, пусть и родившегося и жившего в юности вдали от моря в городе Слободском, на Вятке, а затем и в Вятке, но почерпнувшего знания о кораблях из книг и плававшего матросом на морских судах. Поражает у Домбровского, родившегося и выросшего вблизи моря, но человека, далекого от дел, связанных с мореплаванием. Его познания в этой области – результат огромного труда, поиска и доскональной проработки материалов по этой теме.

Наблюдается и переплетение жизненных судеб писателей с судьбами героев их произведений. «Капитаном» называла Грина его жена Нина Николаевна и его друзья за любовь к морю и высокую ответственность за воплощенных героев романтических устремлений на созданном им «гринландском корабле». А у Домбровского сходные автобиографические моменты с писателем имеет его герой капитан Лукашевский. Возраст – пятьдесят семь лет, тот же что и у Домбровского, когда он писал роман «Падение к подножию пирамид», столько же лет и главному действующему герою его произведения. У них общее увлечение: рисование, написание живописных полотен. И все размышления Лукашевского – это анализ современной действительности и предвидение будущего развития человечества: от писателя – философа.

Произведения Александра Грина притягательны тем, что в них, наряду с фантастикой и приключениями, присутствуют его философская мысль и интеллект, придающие им глубину и содержательность. В этом плане выделяется роман «Блистающий мир», в котором наиболее ясно и полно переданы через главного героя концепция жизни, мировоззрение и идеи самого писателя. В нем также много кратких, философских изречений-афоризмов, зачастую, в аллегорической форме. «Творить – это ведь разделять, вводя свое в массу чужой души». «Как стягивается туманность, образуя планету, так растет образ». «… о главном надо говорить сразу или оно заснет, как волна, политая с корабля маслом».

Афоризмы являются характерной, неотъемлемой частью и творчества Анатолия Домбровского, как писателя-философа. В них концентрированно и лаконично выражены глубокие мировоззренческие и философские взгляды писателя, которыми он делится с читателем в размышлениях на волнующие его темы. Анализ афористичных высказываний, приведенных в его произведениях, показал, что в количественном выражении в текстах преобладают афоризмы по теме «нравственные и духовные доминанты», и немного меньше – по теме «знание». И это соответствует направленности его творчества. Такое же понимание значения духовности и нравственности, а также познания окружающего мира через познание самого себя и своего места в нем отражено и в произведениях Грина. И это объединяет мировоззренческие взгляды Грина и Домбровского и демонстрирует их общую идейную платформу, определяющую цель и смысл жизни человека.

Таким образом, основными общими моментами в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского видятся: романтизм, фантастика, в определенной степени и философия. И в то же время оба писателя – подлинные реалисты. Грин считал метод реализма обязательным при написании его «необычных вещей». Идейный «каркас» их произведений наполняет живое пространство реальности: описание обыденной окружающей обстановки, происходящих событий, характеров и судеб героев – сама правда жизни. Грина и Домбровского сближает духовная направленность их творчества, понимание значения истинных человеческих ценностей и вера в безграничные возможности человека и его духа для реализации самых дерзновенных планов и высокой Мечты.

Крым объединил двух замечательных писателей Александра Грина и Анатолия Домбровского – как место, которое вдохновляло их на творчество, и прославило их. Грин переехал в Крым вместе с женой из Ленинграда в 1924-м году. Несколько лет они жили в Феодосии. А, затем, в 1930-м году перебрались в Старый Крым, где писатель обрел долгожданный покой в его первом, за всю его многотрудную и скитальческую жизнь, собственном домике, купленном за деньги от продажи Ниной Николаевной золотых часиков – свадебного подарка мужа. В этот приезд Грин открыл для себя Крым по-новому, хотя, бывал в нем и прежде, еще до революции, и полюбил его. Он почувствовал крымскую землю, как близкую и родственную его душе, и творческим исканиям. Обладая необыкновенной наблюдательностью, он воплотил в своих произведениях художественное описание увиденных им мест: море и горы, города и поселки, побережье, заливы и бухты – узнаваемых для крымчан. И на страницах его книг словно оживает воображаемая «облачная страна», обретая зримые очертания крымской «Гринландии». Годы жизни Грина в Крыму – расцвет его литературной деятельности. В это время им были написаны глубокие, исполненные философского смысла и высокой Романтики, романы: «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда», рассказы «Фанданго» и «Акварель», «Автобиографические очерки», «Автобиографическая повесть» и другие произведения. Остался неоконченным его роман «Недотрога», над которым он работал до последних дней своей жизни. «Знаю, что мое настоящее будет всегда звучать в сердцах людей» – предсказывал Грин. И его предсказание сбылось…

Для Анатолия Домбровского, родившегося в Крыму, тема Крыма самая близкая и любимая. Она проходит через большинство его произведений, наполняя их страницы запахом степной травы, свежестью морских волн и завораживающим полетом столь любимых им птиц. Как и его маленький герой Санча, он нашел то «место, где сильно-сильно бьется сердце» и сбываются самые заветные желания – это Крым, где исполнилась его мечта: «Стать писателем я мечтал с детства». И именно в нем в полной мере раскрылся его блистательный и многогранный писательский талант. Домбровский никогда не был бесстрастным наблюдателем процессов в обществе и жизни людей в Крыму, а всегда чутко и остро реагировал на все происходящее на полуострове. И в его романах: о гражданской войне в Крыму и жизни крымского села в послевоенные годы, в публицистических статьях, злободневных в постперестроечное время, бьется пульс истинного патриота своей родной земли. С болью и горечью описывая состояние культуры и, в частности, в Крыму, он все-таки верит в перспективу ее будущего процветания и «уверен, что Крым, с его непреходящим культурным наследием, станет духовной и культурной Меккой». Домбровского «тянет словно магнитом в Крым, отчий край» при каждом расставании с ним. А читателей «тянет словно магнитом» к его книгам после прочтения хотя бы одной из них. Тянет снова и снова перечитывать их, поражаясь тому, как этот волшебник слова смог так понятно и более глубоко, чем его современники, выразить свои мысли и чуства. Завораживает и вызывает желание «подтянуться» умом к мудрости его изречения, в котором, по сути, представлено его жизненное и творческое кредо: «Человек – абсолютная ценность для себя и всего мира».

 

 

Тэги: Муза Тавриды Симферополь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Шароварник-перевертыш

    04.04.2021
  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • У СТАТУИ ГЕРОЯ

    09.01.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • Шароварник-перевертыш

    36 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • ПОД ПРИЦЕЛОМ ПОДОРОЖНИКА

    18 голосов
  • Сын земли крымской

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS