«Трудно вообразить, как поколения людей, предшествующие тому, которому Александр Грин подарил своё творчество, обходились без «Алых парусов», без «Золотой цепи», без «Блистающего мира», без «Бегущей по волнам» и десятков других произведений, созданных гением столь удивительным, способным пленять всех, и старых и малых, чьи души открыты страстной и доброй мечте». Так определил значение творчества Александра Грина известный крымский писатель Анатолий Иванович Домбровский в своей статье «Блистающий мир Александра Грина».
Представляется интересным проследить общие моменты в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского. Писателей столь разных и всё же духовно близких в понимании высшего предназначения человека на Земле. «С силой порыва ветра» врываясь в сердца людей, Грин зовёт читателей в свой мир, в котором он живёт как бы параллельно с земной жизнью, облекая его в образ «блистающего мира». «Мир, недоступный, может быть, всем…» Но доступный для тех, кто верит в свою мечту, как верил сам Грин и его герои – мечтатели, «делающие чудеса своими руками». И так маняще предстает та «облачная страна», куда улетает, без видимых физических усилий и средств, а только благодаря «внутреннему усилию, подобному вздоху, вызванному восторгом», Друд – главный герой романа Грина «Блистающий мир». Он является проводником миролюбивой и жизнеутверждающей идеологии, которой противостоит порабощающая и враждебная свободе человеческого духа идеология в лице Руны Бегуэм и так называемого Руководителя. И Друд резко отвергает соглашение с этими силами зла и насилия. «Без сомнения, путём некоторых крупных ходов я мог бы поработить всех, но цель эта для меня отвратительна. Она помешает жить». Друд олицетворяет собой идею – духовный порыв человека к высшему пониманию смысла жизни; торжество Духа и Мечты. Самим своим существованием он подтверждает реальность того, к чему призывает людей: к раскрепощению и раскрытию тех возможностей и творческого потенциала, которые заложены в них; к свету, добру и гармонии – в их сердцах.
«Только на самом себе познаю я мир человеческих чувств», – писал Грин. И познать окружающий мир через познание самого себя – такова основная мысль романа «Бегущая по волнам». Главный герой Томас Гарвей, путешественник и философ, стремится с «силой, более повелительной, чем страсть или магия» к постижению своего Несбывшегося – как вершины познания себя.
В образе главного героя романа А. Домбровского «Падение к подножию пирамид» Петра Петровича Лукашевского, романтика и философа, проявляется романтизм самого писателя. Лукашевский в прошлом – капитан дальнего плавания, что вызывает ассоциацию с моряками, героями произведений Грина: по стойкости духа, решительности и благородству души. Романтична и окружающая его обстановка. Как смотритель маяка, он живёт вдали от суеты и многолюдья города. Да и сам маяк расположен на загадочном, овеянном легендами мысе Тарханкут, судя по описанию. И любит с башни маяка созерцать морской простор, который всегда волновал Петра Петровича и вызывал у него «чувство полёта, полёта не над землёй, а над мирами, над звёздами».
Грина и Домбровского объединяет любовь к морю, которая находит своё выражение в их творчестве. Восприятие, впечатления и художественные краски при описании морской стихии у писателей, безусловно, разные, но общее в них – глубина и искренность чувств. Их также объединяет превосходное знание ими морского дела и судоходства, что придаёт убедительную достоверность образам их героев-моряков. Это неудивительно для Грина, пусть и родившегося и жившего в юности вдали от моря в городе Слободском, на Вятке, а затем и в Вятке, но почерпнувшего знания о кораблях из книг и плававшего матросом на морских судах. Поражает у Домбровского, родившегося и выросшего вблизи моря, но человека, далекого от дел, связанных с мореплаванием. Его познания в этой области – результат огромного труда, поиска и доскональной проработки материалов по этой теме.
Произведения Александра Грина притягательны тем, что в них наряду с фантастикой и приключениями присутствуют его философская мысль и интеллект, придающие им глубину и содержательность. В этом плане выделяется роман «Блистающий мир», в котором наиболее ясно и полно переданы через главного героя концепция жизни, мировоззрение и идеи самого писателя. В нём также много кратких, философских изречений-афоризмов, зачастую в аллегорической форме. «Творить – это ведь разделять, вводя своё в массу чужой души». «Как стягивается туманность, образуя планету, так растёт образ». «…О главном надо говорить сразу или оно заснёт, как волна, политая с корабля маслом».
Афоризмы являются характерной, неотъемлемой частью и творчества Анатолия Домбровского как писателя‑
философа. В них концентрированно и лаконично выражены глубокие мировоззренческие и философские взгляды писателя, которыми он делится с читателем в размышлениях на волнующие его темы. Анализ афористичных высказываний, приведённых в его произведениях, показал, что в количественном выражении в текстах преобладают афоризмы по теме «нравственные и духовные доминанты», и немного меньше – по теме «знание». И это соответствует направленности его творчества. Такое же понимание значения духовности и нравственности, а также познания окружающего мира через познание самого себя и своего места в нём отражено и в произведениях Грина. И это объединяет мировоззренческие взгляды Грина и Домбровского и демонстрирует их общую идейную платформу, определяющую цель и смысл жизни человека.
Таким образом, основными общими моментами в творчестве Александра Грина и Анатолия Домбровского видятся: романтизм, фантастика, в определённой степени и философия. И в то же время оба писателя – подлинные реалисты. Грин считал метод реализма обязательным при написании его «не-обыч-ных вещей». Идейный «каркас» их произведений наполняет живое пространство реальности: описание обыденной окружающей обстановки, происходящих событий, характеров и судеб героев – сама правда жизни. Грина и Домбровского сближает духовная направленность их творчества, понимание значения истинных человеческих ценностей и вера в безграничные возможности человека и его духа для реализации самых дерзновенных планов и высокой Мечты.
Крым объединил двух замечательных писателей – Александра Грина и Анатолия Домбровского – как место, которое вдохновляло их на творчество, и прославило их. Грин переехал в Крым вместе с женой из Ленинграда в 1924 году. Несколько лет они жили в Феодосии. А затем, в 1930 году, перебрались в Старый Крым, где писатель обрёл долгожданный покой в его первом за всю его многотрудную и скитальческую жизнь собственном домике, купленном на деньги от продажи Ниной Николаевной золотых часиков – свадебного подарка мужа. В этот приезд Грин открыл для себя Крым по-новому, хотя бывал в нём и прежде, ещё до революции, и полюбил его. Он почувствовал крымскую землю как близкую и родственную его душе и творческим исканиям. Обладая не-обык-новенной наблюдательностью, он воплотил в своих произведениях художественное описание увиденных им мест –море и горы, города и посёлки, побережье, заливы и бухты, – узнаваемых для крымчан. И на страницах его книг словно оживает воображаемая «облачная страна», обретая зримые очертания крымской «Гринландии». Годы жизни Грина в Крыму – расцвет его литературной деятельности. В это время им были написаны глубокие, исполненные философского смысла и высокой Романтики, романы: «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда», рассказы «Фанданго» и «Акварель», «Автобиографические очерки», «Автобиографическая повесть» и другие произведения. Остался неоконченным его роман «Недотрога», над которым он работал до последних дней своей жизни. «Знаю, что моё настоящее будет всегда звучать в сердцах людей», – предсказывал Грин. И его предсказание сбылось…
Для Анатолия Домбровского, родившегося в Крыму, тема Крыма самая близкая и любимая. Она проходит через большинство его произведений, наполняя их страницы запахом степной травы, свежестью морских волн и завораживающим полётом столь любимых им птиц. Как и его маленький герой Санча, он нашёл то «место, где сильно-сильно бьётся сердце» и сбываются самые заветные желания – это Крым, где исполнилась его мечта: «Стать писателем я мечтал с детства». И именно в нём в полной мере раскрылся его блистательный и многогранный писательский талант. Домбровский никогда не был бесстрастным наблюдателем процессов в обществе и жизни людей в Крыму, а всегда чутко и остро реагировал на всё происходящее на полуострове. И в его романах: о Гражданской войне в Крыму и жизни крымского села в послевоенные годы, в публицистических статьях, злободневных в постперестроечное время, бьётся пульс истинного патриота своей родной земли. С болью и горечью описывая состояние культуры и, в частности, в Крыму, он всё-таки верит в перспективу её будущего процветания и «уверен, что Крым, с его непреходящим культурным наследием, станет духовной и культурной Меккой». Домбровского «тянет словно магнитом в Крым, отчий край» при каждом расставании с ним. А читателей «тянет словно магнитом» к его книгам после прочтения хотя бы одной из них...
Людмила РУСИНА,
критик, лауреат
премий им. А. Грина и А. Домбровского,
Симферополь