Их показали
В эфир вернулся «Исторический процесс». Многим казалось, что цикл, взорвав пару лет назад информационное пространство «Судом времени», поразив все мыслимые цели, исчерпал свой «боезапас», но в Новом году программа вновь привлекла к себе пристально яростное внимание.
Первый выпуск – актуальностью темы (параллель февраля 17-го с нынешней митинговой ситуацией) и гостями (после многолетнего отсутствия в федеральном эфире появился один из вождей «снежно-норковой революции» Владимир Рыжков).
Кургинян удивил чрезмерной эмоциональностью (которую критики называли истерикой, припадком, паранойей), но главное тем, что он опять безоговорочно победил в зрительском голосовании. Казалось, на победу вполне могла рассчитывать команда Николая Сванидзе – почему более 90% зрителей России отдали предпочтение Кургиняну? Почему стотысячное «Болото» и 16 миллионов (как посчитал Рыжков!) тех, у кого «Чуров украл голос», не поддержали своего «лидера»? И ведь команда Сванидзе–Рыжкова была монолитна (в ней блистали также К. Собчак и Д. Муратов), а в команде Кургиняна, как следовало из его представления, были люди, взгляды которых он не вполне или совсем не разделяет: Егор Холмогоров и Владимир Мединский (странно, что подбор союзников происходит без согласования с ведущим). Они действительно своими выступлениями вряд ли прибавили очков Кургиняну. Как, возможно, и его несомненный союзник Александр Проханов, который тоже в этот раз был чрезмерно эмоционален. Хотя не исключаю, что его и Кургиняна «истерика» была продуманна, так как спровоцировала оппонентов на полное «открытие забрала».
Кургинян начал с того, что «норковый класс» (термин «норковая революция» принадлежит Ксении Собчак) плюёт на интересы «класса телогреек и китайских пуховиков». Проханов взорвался метафорой: «Я бы голодных одел в шкурки, только не из норок, а из госпожи Собчак». «Девушка» (самоидентификация властительницы дум «Дома-2») смертельно обиделась, стала «шить» оппонентам статью о разжигании социальной розни...
Рыжков поначалу пытался говорить мирно, убеждал, что никакая революция в России сейчас невозможна: нет ни войны, ни многих других предпосылок, что были в феврале 17-го года (а как же внезапные кровавые перевороты в Египте и Ливии?). Завершил он своё выступление всё же революционно: «Кургинян врёт на каждом шагу, вы – шут гороховый и лжец!» Когда поступил вопрос о его походе к американскому послу, отрезал с большевистской прямотой: «Ходил и ещё пойду, чтобы вы, господин параноик, убились об эту трибуну!»
Все помнят интеллигентного мальчика, трудолюбиво строившего партию Черномырдина, но сейчас в свои 45 (хотя он по-прежнему выглядит на 28) Рыжков стал настоящим мачо. Из гадкого слива Life News стало ясно: он может не только оскорблять старших, но и легко переходить с ними на «ты», материться, как Немцов, не хуже Гудкова интриговать против сподвижников, короче: перец круче Навального.
Почему бы к Кургиняну не пригласить остальных трибунов «Болота»? Полагаю, что чем чаще они будут «показывать себя» на ТВ, тем больше будет желающих голосовать за Путина.
Заказчики, предатели, поэты
Следующий выпуск «Исторического процесса» был посвящён теме «От горбачёвской гласности до твиттер-революции». Ведущие на этот раз были спокойны, зато потряс Андрей Васильев, бывший главный редактор «Коммерсанта». Он был представлен как продюсер «Гражданина поэта» – похвастался, что принимает участие в выборе тем проекта, то есть именно по его наущению «писал свои ноэли» Быков. Васильев – Аполлон, который «требует поэта к священной жертве»? А мы-то верили в бескорыстие и спонтанность душевных выплесков поэта и гражданина, ан нет, тут всё по-взрослому, коммерческий проект, прибыль, продюсер, партнёры, Прохоров, РБК, то-сё…
Далее с трогательной искренностью проявилась политическая ориентация хозяина фирмы «юрийгагарин» («Юрий Гагарин в одно слово с маленькой буквы» – так плевком в космос начинается каждый выпуск проекта). Васильев сказанул то, от чего даже Сванидзе покраснел: «Развал Советского Союза – это офигительно… клёво!» А когда речь зашла о зарубежном финансировании советских диссидентов и российских правозащитников, признался: «Брать деньги у ЦРУ гораздо приличнее, чем у ЦК КПСС…» В этот момент процент зрителей, голосовавших за команду Сванидзе, стремительно полетел вниз и достиг рекордного минимума 2,9% (судя по прямому эфиру на восточную часть страны). Но вот беда: то, что на языке у андреявасильева, на уме у многих топменеджеров ТВ. Именно такие офигительные циники пытаются рулить ящиком и страной.
Недавно подтвердившаяся история с британским камнем, давняя «демократическая» травля Аркадия Мамонтова, обнародованные им в «Специальном корреспонденте» факты финансирования правозащитников зарубежными спецслужбами, а также американский паспорт основателя Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой свидетельствуют не только о предательстве «правозащитной элитой» национальных интересов России, но и о том, что бесстыдство и предательство – суть либерального креатива. Озвученная в эфире «России» клятва гражданина США – в подкорке тех, кто оккупировал протестную сцену.
«Несистемные» митинги, став основной темой ТВ и головной болью властей, отвлекли от главного, что показали выборы в Думу: либеральный проект в России провалился, на повестке дня – «левый поворот»… Трагикомизм ситуации заключается в том, что власть (её прозападное крыло), не желая с этим мириться, как и организаторы «Болота», опирается не на народ, а на так называемые элиты, которые абсолютно ненадёжны, так как вместе со своими капиталами перманентно утекают за рубеж. А кто входит в пресловутый креативный средний класс, который тоже вроде опора власти? Чиновничество, связанный с ним полукриминальный бизнес, офисный планктон сырьевых компаний, обслуга и челядь олигархата – нет, не опора, топкое болото… А десятки миллионов «некреативных»: учёных, врачей, военных, рабочих, учителей, инженеров, крестьян, на которых пока ещё держится страна? Их голосами, якобы украденными Чуровым, теперь спекулируют рыжковы. Торгуют краденым.
Ё…
«Поединок» Жириновского с Мироновым напомнил об их предыдущих полемиках. Новизна была в том, что лидер ЛДПР несколько даже задыхался от гнева, разоблачал гораздо больше обычного, грозил расправой, кричал, что его все обокрали, в том числе Навальный, который увёл слоган про жуликов и воров… Итог дискуссии подвёл третейский судья Игорь Волгин, говоривший об актуальности социалистического тренда даже в Европе, однако он напомнил, что нет пока инструментов, необходимых для осуществления тех правильных положений, что есть в программе Миронова и даже Жириновского.
В предыдущем «Поединке» (Прохоров–Зюганов) любопытно было увидеть в деле того, кто «на новенького», но… Соловьёв «зажигал», а Прохоров не загорался, выглядел несуразно, говорил неинтересно. Возникло тягостное осознание: так вот какого калибра люди раздербанили советское наследство. Очень хорошо в финале об олигархе отозвался Юрий Кублановский. Точнее, крайне плохо, вспомнив фразу миллиардера о том, «что местом, куда он точно не пойдёт, оказавшись впервые в городе, будет музей». Как может претендовать на пост президента страны человек, который вне её культуры? Не говоря уже о жульническом бэкграунде озолотивших его залоговых аукционов.
Гораздо более симпатичным предстал Прохоров в новом проекте Первого канала «Первый класс», который вышел в то же время, что и «Программа максимум» на НТВ, – такого же формата и агрессивно-гламурного контента. Здесь ведущий – Иван Охлобыстин, подобно Глебу Пьяных, появляется, как чёрт из табакерки. Его тоже натурально колбасит. С выведенным за штат батюшкой после того, как он сыграл шута в «Царе» у Павла Лунгина, произошли какие-то необратимые изменения. Особенно противно, что ёрничает и бесится он посредине Москвы, рядом с храмами Кремля.
А Прохоров был здесь мил, о нём трогательно вспоминали близкие. Показали квартиру, в которой он жил в юности, место, где разгружал вагоны, первую любовь, магнитофон (с тремя шестёрками в названии!). Не показали первые «жигули», где он почувствовал необыкновенную свободу, зато очаровательная корреспондентка посидела с ним в ё-мобиле… Выяснилось, что олигарх работает практически 24 часа в сутки и ещё более двух часов в день умудряется уделять спорту. А также ужинает всегда в компании девушек, да не одной, а сразу нескольких, да, судя по всему, всякий раз новых – интересно: кто ему их поставляет в таком количестве? Симпатий к Прохорову этот застарелый креатив не прибавил. Когда его спросили про законный брак, он выразил готовность жениться на… России. Неужели Блока читал? Надеюсь, она «свою разбойную красу» этому и прочим ё-чародеям не отдаст.
И наконец в воскресенье на ТВ восторжествовала свобода слова. Немцова и Рыжкова показали не только в итоговых информационных программах, но и в ток-шоу: «НТВшниках» и новом проекте Первого «Гражданин Гордон». «Несистемные» сказали там почти всё, что хотели, то есть то, что обычно говорят на митингах. Смешались в крике с «системными» (которые порой были не менее радикальны) и вскоре стали такими же родными и смертельно надоевшими, как десять лет назад. Стало даже немного грустно, исчезла интрига, ну и чего теперь переться на митинг? Как на футбольный матч, счёт которого заранее известен? Удастся ли на «Болоте» собрать столько народа, сколько два месяца назад? Или сибирский мороз остановит их «дранг нах-нах»?